Маршал Жуков пострадал из-за «дурака»

Отставку легендарного военачальника инициировал вдохновитель одесской «ликвидации»

Фото: Маршал Жуков // Генриетта Перьян

Между маршалом и первым секретарем

Даже полвека спустя неожиданная опала Георгия Жукова и его отставка со всех постов в конце 1957 года остается для историков неразрешимой загадкой. Зачем? Почему? Накануне Дня защитника Оте-чества московский пенсионер Кобальт Куштанин прислал в «Собеседник» свои размышления на эту тему, объясняющие, что именно стояло за подковерными интригами тех лет.

– Отставка маршала Хрущеву была не нужна, – рассказал Кобальт Ильич. – Жуков всегда подчинялся политической власти. Именно он, командуя Одесским военным округом, выполнил юридически неправомочное распоряжение обкома о борьбе с бандитами. Именно он командовал арестом Берии. Наконец, именно он весной 1957-го помог Хрущеву удержать власть во время конфликта в президиуме ЦК КПСС.

Вот только сам Жуков после этого не удержался, и Куштанин по имени знает ту бюрократическую кошку, что пробежала между маршалом и первым секретарем.

Информация от адъютанта

– Сначала об источнике моей информации, – пояснил пенсионер. – Им был Николай Филимонович Панасенко. В 1938 году Панасенко командовал конным эскадроном, и когда на одном из партсобраний комиссар потребовал исключить из партии командира корпуса Жукова, он почти единственный голосовал против. Когда Жукова после этой истории неожиданно перевели из корпуса с повышением, тот взял Панасенко с собой адъютантом.

В адъютантах Николай Панасенко проходил недолго – перевелся в штаб Белорусского военного округа и на восьмой день войны, не сумев вывести дивизию из окружения, попал сначала в немецкие лагеря, а потом, после освобождения, в сталинские.

– В Инте Панасенко сидел вместе с моим отцом, – продолжил Куштанин. – Приехав из лагеря, откуда его выпустили по ходатайству Жукова, он первое время жил у нас. Да и потом часто приходил к нам в гости, рассказывал отцу о своих встречах с маршалом. Рассказывал и о том, кого именно Жуков считает инициатором своей отставки.

Разбор полетов

Эти рассказы бывшего адъютанта легли в основу семистраничных записок Кобальта Куштанина «Об отставке маршала Г. К. Жукова». Вот отрывки из них:
«Осенью 1956 года два американских военных самолета вторглись в воздушное пространство СССР на Украине, облетели Харьков и пошли на Москву… При выходе наших истребителей в атаку американские самолеты форсировали двигатели и поднимались еще на 1–2 километра. Нашим истребителям такая высота была недосягаема.
При разборе этого инцидента в Министерстве обороны Жуков спросил С. С. Бирюзова, занимавшего пост главкома ПВО: «Почему не сбили противника?» Бирюзов ответил, что истребителям не хватило высоты. Последовал второй вопрос: «Почему у нас нет таких истребителей?» Бирюзов ответил, что не знал, что они нужны. И тут Жуков выругался: «Какой дурак тебя назначил маршалом!» Маршалом Бирюзов стал при Хрущеве».

– Причастность Бирюзова к отставке Жукова подтверждается его последующим карьерным взлетом, – прокомментировал Куштанин. – Его сразу сделали начальником Генштаба. Но о разносе, устроенном Жуковым, Хрущев узнал все же не от Бирюзова.

Отставка за неразглашение

– Конфликт между Хрущевым и Жуковым создал ближайший в то время помощник первого секретаря по партии Алексей Кириченко, – считает Кобальт Ильич. – Тот самый, что после войны был инициатором ликвидации бандитизма в Одессе чрезвычайными мерами.

«Кириченко имел репутацию скандалиста. Это писали военачальники в мемуарах, – продолжает в своих записках Куштанин. – Однажды Кириченко пришел к Жукову и потребовал предоставить ему секретную военную информацию. Жуков отказал, сославшись на Закон СССР, где было написано, что доступ к ней разрешен четырем должностным лицам: первому секретарю ЦК КПСС, председателю президиума Верховного Совета, председателю Совета Министров и министру обороны… Это возмутило Кириченко (в то время он был первым секретарем ЦК КП Украины), и он решил отомстить Жукову. С такой целью он стал собирать компромат на него. Собранный компромат Кириченко доложил Хрущеву. За этим осенью 1957 года последовала отставка Жукова».

– Панасенко рассказал отцу, что сам Жуков считал организатором своей отставки именно Кириченко, – добавил Куштанин.

Эхо истории

– Но почему вы решили рассказать об этом только сейчас? – поинтересовался «Собеседник» у Кобальта Ильича.

– Понимаете, нетерпимость и обидчивость Хрущева были общеизвестны. Несогласных он не терпел – так же, как Сталин. Только наказывал их мягче: не казнил и не сажал в лагеря, а увольнял с работы. Существует длинный список уволенных Хрущевым за несогласие. Он сменил партийное руководство Казахстана, несогласное с его идеей освоения целины. Академию архитектуры он расформировал за несогласие с программой строительства пятиэтажек. Потребовал снять председателя преуспевающего колхоза за то, что тот оставил в севообороте пар, с которым Хрущев на тот момент боролся. И знаете, то, что творилось при Хрущеве, мне стало все больше напоминать то, что происходит в России сегодня…

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика