Устранить Руцкого должен был сотрудник ГРУ Владимир Зализняк

Приказ Бориса Ельцина в октябре 1993 года ликвидировать его заместителя Александра Руцкого был проигнорирован.

21 сентября 1993 года президент РФ Борис Ельцин издал знаменитый указ №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, что было прямым нарушением действовавшей на тот момент Конституции. По которой Ельцин автоматом отрешался от своей должности.

Собравшийся в тот же день Президиум Верховного Совета констатировал этот факт, а три дня спустя Съезд народных депутатов, также подтвердивший прекращение полномочий Ельцина, оценил его действия как госпереворот. Однако Борис Ельцин фактически продолжил руководить страной. Все это вылилось в кровавые события 3–4 октября и расстрел из танков Белого дома.

Оружие в подвале

Собственно, все началось с различий во взглядах сторон конфликта на конституционную реформу (действовала, напомним, Конституция СССР, и ее надо было срочно менять, но не все того желали) и вообще на путь развития России. С одной стороны выступал президент Ельцин и его сторонники – правительство Черномырдина, часть народных депутатов и членов Верховного Совета (ВС). С другой – вице-президент Александр Руцкой и большинство народных депутатов и членов ВС во главе с Русланом Хасбулатовым. Первый ратовал за принятие новой Конституции и как можно быстрее, вторые в принципе были против социально-экономической политики Ельцина и его правительства. Тогда они пытались дважды устроить Ельцину импичмент и даже провели в 1993 году «апрельский референдум» о доверии президенту, на котором, впрочем, Ельцин победил.

Как вспоминает экс-советник Ельцина Георгий Сатаров, к тому моменту БН уже принял решение о резком ускорении принятия новой Конституции. Заработало Конституционное совещание, и к августу у Ельцина уже был достаточно четкий проект документа. В сентябре ожидался заключительный этап работы над текстом, но в августе БН проинформировали, что в подвалах Парламентского центра на Трубной площади скапливается оружие. И что на ближайшем Съезде нардепов противники президента планируют очередное голосование по импичменту, только на этот раз они надеются не столько на голоса против Ельцина, сколько на это самое оружие.

– Ельцин их опередил, – считает Сатаров. – И взял верх.

Так или иначе, но при этом на Ельцине оказалось немало крови: в ходе беспорядков и столкновений 3–4 октября погибли не менее 157 человек и почти 400 были ранены. Как считает политик Андрей Илларионов*, после этого решения Ельцина для власти в принципе стало возможным применять военную силу к своим гражданам. Отметим, что до этого, при всей несомненной тоталитарности Советов, войска против граждан применялись лишь однажды: во время восстания рабочих в Новочеркасске в 1962 году. Тем не менее мы не можем знать, во что бы вылилась победа антиельцинистов.

«Не было расчета на войну...»

По воспоминаниям Ельцина, решение о роспуске ВС и объявлении выборов Госдумы – собственно, об указе №1400 – он принял еще в начале сентября. Да, было много сомнений. «Президент формально нарушает Конституцию, идет на антидемократические меры, разгоняет парламент – ради того, чтобы демократия и законность утвердились в стране, – описал Ельцин произошедшее 21 сентября в своей книге «Записки президента». – Парламент защищает Конституцию – для того, чтобы свергнуть законно избранного президента, установить советскую власть в ее полном объеме».

По воспоминаниям БН, уже 23 сентября, около 9 вечера, группа боевиков с автоматами попыталась штурмовать здание бывшего штаба Объединенных Вооруженных сил СНГ на Ленинградке. Борис Николаевич даже не сомневался, что это дело рук Руцкого. С нападавшими справился вызванный по тревоге ОМОН, но в перестрелке погиб капитан милиции Свириденко и... 60-летняя Вера Малышева из соседнего дома. Женщина услышала стрельбу, выглянула в окно и стала жертвой шальной пули.

После этого инцидента глава МВД Виктор Ерин распорядился блокировать Белый дом: выходить можно, входить – нет. Само здание отключили от всех коммуникаций. Тем не менее о его штурме речи не шло. «Не было никакого расчета на войну, – вспоминал Ельцин. – Я не допускал возможности, что конституционный спор доведет дело до стрельбы по людям».

Война, однако, пришла ко всем.

«Зюганов трясся»

– Я к ноябрю 1993-го остался фактически последним действующим руководителем советской власти – все остальные районные депутаты сложили полномочия, – рассказывает Андрей Семенов, на тот момент председатель территориальной депутатской группы Гагаринского района Москвы. – 21 сентября в 20:20 услышал выступление Ельцина и понял, что это – государственный переворот.

По его словам, 25 сентября Семенов участвовал в попытке прорыва оцепления вокруг Белого дома. Успешно – добрался до приемной со своими предложениями по разрешению конфликта. В Белом доме ему повстречался Геннадий Зюганов. По воспоминаниям Семенова, лидер коммунистов был бледен, трясся и умолял окружающих не делать никаких резких движений.

– Я составил свой вариант обнуления ситуации и отнес в приемные Руцкого, Хасбулатова и Ельцина. Суть его: раз стороны не хотят уступать, передать власть премьер-министру Черномырдину, и тот в течение трех месяцев проводит выборы. С Руцким и Хасбулатовым все прошло нормально – бумаги передал. А вот с Ельциным...

К БН депутат отправился 28 сентября. К тому моменту вся Москва преобразилась: повсюду посты, вооруженные люди в бронежилетах и касках, здания защищены мешками с песком. К началу октября этот антураж обогатится вооруженными людьми на крышах зданий и регулярными автоматными очередями.

– В приемной АП меня встретил мужчина в смокинге и с автоматом. Совсем как в голливудских фильмах про гангстеров, – продолжает Семенов. – Меня там приняли за депутата ВС, который пришел за мешком с долларами.

Долларов нашему собеседнику в итоге не дали и отказались расписываться в получении корреспонденции.

Избирателей – под гусеницы!

– Третьего числа я был у мэрии, ходил к ВС, – рассказывает Семенов. – На штурм «Останкино» не пошел, так как считал это незаконным. Вскоре оказался в депутатской комнате в Олимпийской деревне, где и заночевал. В 4 утра 4 октября меня разбудил телефонный звонок. Звонящий сообщил, что «нас обстреливают из бронетранспортера, зовите ваших избирателей, пусть ложатся под колеса». Это был приказ Руцкого! Я, конечно, приказ саботировал.

По словам Семенова, много лет спустя, в 2011 году, он познакомился на пикете в поддержку арестованного Сергея Удальцова с неким бывшим гэрэушником Владимиром Зализняком. Который рассказал, что 3 октября 1993 года получил приказ проникнуть в Белый дом и убить Руцкого. Судя по тому, что Александр Владимирович по сей день здравствует, этот приказ также был саботирован.

– Таков был конец советской власти, – заключает Семенов.

Днем 4 октября Белый дом выглядел печально – вспоминаю уже я, поскольку участвовала в этих событиях. Кое-где догорал огонь. На фасаде образовался «черный квадрат». Здание штурмовали танками, что привело к гибели множества людей. Правда, не погиб ни один депутат и ни один сотрудник аппарата ВС. На месте боестолкновения мне удалось найти омоновский щит и несколько кусков колючей проволоки. Проволоку я выбросила – она резала пальцы и умудрилась поцарапать суровую панковскую косуху. А щит отобрали встретившиеся милиционеры.

Руцкого, Хасбулатова и прочих лидеров антиельцинистов отправили в СИЗО «Лефортово». Ну а через пару месяцев, 12 декабря, прошло голосование по новой Конституции РФ. За высказались 58%.

*Признан в РФ иноагентом.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика