Поколение войны за Степанакерт, уходит. Новому нужны не русские танки, а французские деньги
Почему Армения резко отвернулась от России? Точки зрения экспертов по поводу причин такого разворота разнятся
Передача в парламент на ратификацию Римского статута; объявление совместных учений с США с 11 по 20 сентября; длящийся при этом уже два года отказ от учений с ОДКБ, арест обозревателя «Sputnik Армения» в разгар российско-армянского медиафорума; заявления премьера Пашиняна, что якобы Россия «отдала Карабах Азербайджану»...
Все это произошло буквально в последние несколько недель. Что стало причиной столь резкого разворота Армении?
Точки зрения на это разнятся. Так, политолог Аркадий Дубнов считает, что Пашинян сознательно пошел на обострение отношений с Москвой, чтобы, разозлив Кремль, понять, насколько Москва готова (и способна) реально распутывать клубок противоречий вокруг Нагорного Карабаха.
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, напротив, уверен, что Армения «отплывает» от России, и в этом, собственно, и кроется смысл эскапады Еревана.
– Она начала «отплывать» с избранием Пашиняна. Поколение, которое прошло через горнило войны за Степанакерт, уходит. И приход к власти Пашиняна уже был началом конца этого поколения. В чем был смысл его появления? Новое поколение – это поколение бизнесменов: нам не нужны русские танки, нам нужны французские деньги. Если бы не случилась эта история с войной с Азербайджаном, мы бы цивилизованно «развелись». Но войну они проиграли и теперь героически ищут решение. Думаю, мы все больше и больше будем расходиться, – говорит Журавлев.
Страсти между тем разгораются. Пашинян обвинил Москву в том, что она «сдала» Карабах Баку. Лавров в ответ упрекнул премьера Армении, что тот сам в Праге подписал документ, признающий Алма-Атинскую декларацию 1991-го, где Карабах считается азербайджанским. А вот в Трехстороннем заявлении, отметил глава МИД РФ, ни слова о Карабахе не было, подразумевались переговоры.
– Кто из них прав? – интересуюсь точкой зрения Журавлева.
– Мы постарались быть над схваткой, – отвечает эксперт. – А это самая тяжелая и неэффективная позиция. В ту войну Россия явно симпатизировала Армении, притом что Москва сумела сохранить хорошие отношения и с Баку. Сейчас получилось немножко по-другому... И поэтому сейчас армяне ставят на американцев и французов.