Электоральная гидра
Электоральная гидра
В единый день голосования 10 сентября страна выбирала 26 глав субъектов Федерации (21 напрямую и 5 – голосованием в парламенте), депутатов законодательных собраний в 16 регионах, на так называемых новых территориях – в ЛДНР, Запорожской и Херсонской областях – также организовали выборы в местные парламенты.
Москва. Все страньше и страньше
Наша электоральная гидра стартовала в пятницу, 8 сентября. В Москве, где выбирали мэра, кампания-2023 запомнится ее полным отсутствием. А чемпионом по предвыборному молчанию стал Сергей Собянин. Самым «шумным» кандидатом в мэры оказался Владислав Даванков от «Новых людей». Он даже осмелился разместить несколько своих билбордов. И страшно сказать, мы пару раз видели в городе его агитаторов.
Подъезды домов в какой-то момент украсила реклама электронного голосования. Понять из нее можно было, что где-то можно проголосовать, а вот за кого – за мэра или за новые лавочки – решительно непонятно. Самыми осведомленными в этом вопросе оказались сотрудники ГБУ «Жилищник».
– Сейчас выбираем мэра Собянина, – уверенно ответил на наш коварный вопрос о выборах дворник Отабек из Самарканда. – Мы в пятницу прямо с утра ходили, начальство заставило. Весной так же за президента Мирзиёева голосовали...
Со слов Отабека, он и его коллеги голосовали «за Собянина» строго электронно и дружно. Подложить свинью – а многие того хотели, поскольку прекрасно понимают, что происходит – не получилось. Электронный «бюллетень» опцию «против всех» (когда вы голосуете за всех кандидатов одновременно, делая бюллетень недействительным, но учитываемым при подсчете) исключает. И тут, кстати, можно подвергнуть сомнению заявление Эллы Памфиловой о DDoS-атаке на ДЭГ в Москве. Хакеры, возможно, поработали, но куда больше для поломки серверов сделали Отабек, его товарищи и многочисленные бюджетники.
– Я потратил кучу времени, чтобы получить ключ для голосования, который должен был прийти на телефон, – поделился с нами один из пятничных «электронных» избирателей. – Пытался им звонить, разобраться – там сидят какие-то молоденькие девушки, которые сами ничего не понимают. В конце концов я все-таки проголосовал, но тут выяснилось, что я никак не могу проконтролировать свой голос. В итоге мне заявили, что смогу проверить свой голос лишь после того, как объявят результаты ДЭГ...
Некоторых граждан, желающих голосовать бюллетенем, ждал не очень приятный сюрприз. Придя на участок, на который ходила еще при советской власти с бабушкой, я не без удивления обнаружила, что это теперь не мой участок и бюллетень мне не дадут. Но у меня есть выбор: либо проголосовать прям вот щас электронно, либо топать 2 км на другой участок, который теперь мой. Я выбрала 2 км (на полпути туда расположен еще один УИК, однако граждан все равно направили подальше), но прямо при мне пожилая супружеская пара, грустно вздохнув, выбрала электронку.
На новом участке я поинтересовалась у тетеньки, которую очень огорчило мое желание голосовать на бумаге, почему избирателей не предупредили о смене «географии».
– Ну я не знаю, почему так вышло, – заявила представительница УИК.
Вишенкой на торте оказалась одна обычная – не КОИБ – избирательная урна. «Все страньше и страньше!» – процитировала я невольно Кэрролла.
– А где все электронные урны? – поинтересовалась у грустной тетеньки.
– Увезли в Подмосковье, – отрезала та.
В общем, Элла Александровна и Сергей Семенович, браво! Мы и явку сушим, и принуждаем граждан к ДЭГ, и ликвидируем на всякий случай КОИБы. Удобно, ничего не скажешь. Сергей Собянин одержал победу, набрав 76,39%.
Хакасия. Красная жара
В Хакасии снова было горячо. Кандидат от ЕР Сергей Сокол, выставленный в пику инкумбенту Валентину Коновалову, внезапно тяжко заболел и снялся с выборов. Видели несколько местных дебатов и не скажем, что Сокол был крутым конкурентом, хотя эксперты-лоялисты до снятия Сокола утверждали обратное. Но после они все словно испарились. По мнению политолога Александра Кынева, в Хакасии у КПРФ была самая сильная кампания в этом году.
– Там за счет раскола элит на фоне выборов главы региона произошла консолидация, – говорит эксперт. – Вокруг КПРФ объединились местные, а вокруг Сокола – частично внешние, частично местные обиженные на Коновалова элиты. Уникальный случай: на парламентских выборах в списки КПРФ вошли и Штыгашев – бессменный уже 33 года спикер парламента, и Иванов – депутат от Партии пенсионеров, который ранее избирался от ПАРНАСа, и Старостин – депутат парламента Хакасии, бывший координатор ЛДПР, и там еще и бывший единоросс.
По официальным данным, действующий глава Хакасии Валентин Коновалов набрал 63,14 %. Второго тура не будет.
Новые территории. Туманно
Выборы в местные парламенты прошли и на так называемых новых территориях. Правда, прокомментировать этот электоральный процесс толком не смогли даже такие известные регионалисты, как Александр Кынев.
– На самом деле мы не знаем ничего о том, какие там кампании, – говорит политолог. – Новостная хроника выглядит так: ЕР привезла гуманитарную помощь, ветераны такого-то села благодарят администрацию за отремонтированную скамейку, детям Мелитополя выделили 100 путевок в российские детские лагеря... Из этого новостного потока понять, что думают люди на самом деле, нельзя вообще ничего. Из списков кандидатов можно понять только то, что они странные. Безработные, домохозяйки и чиновники. Там я вообще ничего не жду: что захотят, то и объявят.
– Мы там не наблюдали, и, я думаю, там вообще никто не наблюдал, – признался сопредседатель «Голоса»* Станислав Андрейчук. – К тому же на «новых территориях» голосование началось недели за две до ЕДГ, и к 8 сентября уже половина избирателей вроде как проголосовали, хотя я не очень понимаю, как они считают явку: численность избирателей нигде не опубликована, и явка в 70–80% непонятно, от числа кого. Да и с границами не ясно – территории не до конца подконтрольны РФ.
– А вот Элла Александровна заявила, что выборы будут даже на территориях, которые подконтрольны Украине.
– О чем и речь.
– Пришли все три жителя деревни, вот вам и 100%.
– Примерно так, – констатировал Андрейчук. – В общем, там абсолютный туман.
«Единая Россия» в итоге забрала большинство мест в парламентах всех четырех регионов.
Алтайский край. По-умному не сработало
– По предварительным итогам, на выборах губернатора лидирует действующий глава региона Томенко, – сообщила нам снятая с выборов депутат Госдумы от КПРФ Мария Прусакова.
Напомним, что после снятия Прусаковой местные коммунисты призвали избирателей фактически к «умному голосованию»: голосовать бюллетенем против всех, а электронно – за любого кандидата, кроме Томенко. Сами они от этой формулировки истово открещиваются, но по факту это так и есть.
К большому сожалению, Мария Прусакова отказалась комментировать ход голосования, сославшись на отсутствие официальных данных ЦИКа. А Виктор Томенко в итоге победил с 76,16%.
*В РФ признан иноагентом.