Африканский союз и G20
Одним из самых обсуждаемых итогов завершившегося на днях саммита G20 стало принятие в объединение Африканского союза (АС). На самом деле ничего экстраординарного не произошло
Выторговывать себе преференции – это давно отработанная у Африки методика, которая существовала у Черного континента еще во времена СССР. Вспомните хотя бы угандийского диктатора Иди Амин Дада. Он был «лучшим другом» СССР, что не мешало ему получать выгоды от других игроков мировой политики. Последний десяток лет прожил он в Саудовской Аравии, став правоверным мусульманином.
Ничего не изменилось и сейчас. Просто Африка стала модной темой. Эксперты-африканисты устали опровергать расхожий ныне тезис комментаторов о том, что золотой век Франции на континенте закончился. Нет, есть подтверждения, что французские компании в том же Нигере прекрасно работают. Да, военных просят уйти, но они выторговывают условия выхода. Другими словами, никакого разворота не происходит и ничего кардинально не меняется.
Просто переворот в Нигере совпал по времени с саммитом в Петербурге. И началась вакханалия с комментами. А сейчас АС вступил в G20. И вновь все говорят про Африку. При этом никого не смущает, что еще в июне стало известно: АС пригласят на саммит, процедура приема – формальность. То есть члены G20 уже тогда согласились на прием АС.
Никого не смущает и то, что итоговая декларация саммита – на 34 страницах, там рассказано отнюдь не только про АС, а буквально про все: и как страны будут взаимодействовать по климату, и про индустриализацию, медицину, научные разработки, борьбу с бедностью, финансовые проблемы и т.д.
Думаю, ничего не изменится с вступлением АС в G20. Кто-нибудь слышал, чтобы союз последовательно и отчетливо выступил хотя бы по одной насущной проблеме континента – переворотам, борьбе с джихадистами и т.п.? Нет. ЭКОВАС пытался, какие-то ультиматумы ставил... А АС промолчал.
АС – очень рыхлая организация, что и понятно: когда в союз входят 55 государств, трудно прийти к единому мнению. Ранее Африканский континент в G20 представляла ЮАР. А теперь там будут еще и Нигерия, Кения, Эфиопия – каждая со своими амбициями. Они будут выяснять отношения между собой и привлекать к этому остальных членов «двадцатки».
В общем, принятие в G20 Африканского союза – лишь вопрос престижа. Но действенности от этого решения я не жду.