«За», «против», «прогулял». Как проходил процесс принятия Госдумой рекордного числа законов
Исследование на эту тему провёл центр политической конъюнктуры
Законотворческая статистика
Как известно, за осеннюю сессию 2022 года Госдума приняла рекордное число законов – 653 (в 2021-м – 506). С 1 января по 22 декабря 2022 года в Госдуму было внесено 1179 законопроектов (941 – за аналогичный период 2021 года).
Самым успешным законотворцем выступило правительство РФ: им внесено 390 принятых инициатив (около 60%). Принятых депутатских проектов внесено 197 (30%). 29 законопроектов внёс президент. Это в числе прочих законы о вхождении в состав РФ новых территорий и договоры об их принятии.
Создаётся впечатление, что Госдума работала преимущественно над репрессивным законодательством, однако большая часть принятых законов касается финансовой сферы и всевозможных антисанкционных мер, всего – 168. Тем не менее депутаты ввели уголовную ответственность за фейки о ВС РФ (ст. 207.3 УК), приняли новый закон об иностранных агентах – теперь он о «лицах, находящихся под иностранным влиянием», – и ужесточили наказание за нарушения, связанные с воинской службой во время мобилизации. Также Госдума запретила «пропаганду ЛГБТ», ввела наказание за неправильное использование Георгиевской ленты и пожизненное наказание за диверсии.
На всё согласные
По данным думской статистики, большая часть рассматриваемых законопроектов (65%) была принята единогласно.
«После начала СВО, в рамках весенней сессии 2022 года, был зафиксирован значительный рост доли голосов "за", – отмечается в исследовании ЦПК. – В осеннюю сессию можно было ожидать волну отката из-за истощения мобилизационного эффекта первых месяцев спецоперации. Однако в динамике видно, что уровень консолидации парламента остаётся по-прежнему высоким».
Однако, судя по приведённым данным, депутаты далеко не всегда так единодушны. Даже члены фракции «Единой России», весной 2022 года голосовавшие «за» почти всей фракцией (79,53%), к осени понизили этот показатель до 74,33%. Меньше стали голосовать «за» и коммунисты – 67,66% и 66,86% соответственно. Вообще, к осенней сессии пылу поубавилось у всех фракций, кроме ЛДПР. Если весной они одобряли законопроекты в 61,51% случаев, то к осени подняли показатель до 68,54%. В ЦПК этот любопытный факт никак не прокомментировали, но можно предположить, что это как-то связано с вынужденной заменой лидера фракции.
Что до голосований «против», то и без того смехотворный весенний 1% у единороссов по осени рухнул до 0,38%. У СРЗП, «Новых людей» и ЛДПР данный показатель подрос на доли процента, а вот у КПРФ просто взлетел с 3,55% до 4,75%. Как отметил по этому поводу представитель коммунистов Сергей Обухов, «украинский вопрос» для КПРФ – не повод для солидарности с правящей группировкой».
– Глядя на эту статистику, можно наглядно убедиться, кто есть оппозиция, а кто входит в коалицию с «партией власти», – прокомментировал он. – Для тех, кто считает, что процент голосований «против» у КПРФ на самом деле не так уж высок, хочется отметить, что подавляющее большинство инициатив носят скорее технический характер (ратификации, уточняющие поправки и т.п.), и по ним фракция чаще всего голосует «за». Это нормальное явление. Доля «политических» законопроектов – 5–10% в зависимости от сессии. И по ним как раз и определяется степень оппозиционности.
Депутат подчеркнул, что ключевым было голосование по правительственному бюджету.
– В новом созыве здесь чёткий водораздел: «за» бюджет – ЕР плюс ЛДПР, «против» – КПРФ и «Справедливая Россия», – обращает внимание Обухов. – Но не только бюджет является индикатором. Если брать всю совокупность голосований за созыв, то коммунисты по-прежнему являются наиболее оппозиционной фракцией Госдумы.
Кто здесь самый главный оппозиционер?
Что до персональных рейтингов, то первые места по голосованиям «за», которых всего 155, закономерно занимают единороссы. Причём абсолютное первое место досталось депутату Алексею Черняку, его результат – 100%, но при этом он принял участие только в одном пленарном заседании... Что напоминает нам об известной истине: главное не количество, а качество.
По данным сайта Госдумы, 13 сентября, проработав примерно год, Черняк сложил полномочия депутата по собственному желанию. Второе место досталось Алексею Ситникову, третье разделили Дмитрий Погорелый и Марат Нуриев (85,1%). Хуже всех «за» у единороссов голосовал депутат Александр Поляков – у него результат всего 0,87%. А вот лидер СРЗП Сергей Миронов превзошёл в этой дисциплине многих единороссов – он ворвался в рейтинг на 156-й строке. Таким образом, он стал первым голосовальщиком «за» не только в своей фракции, но и среди всех т.н. оппозиционных фракций Госдумы.
Ну а рейтинг голосов «против» тоже закономерно возглавили коммунисты.
– Депутаты от КПРФ занимают строчки с 1-й по 56-ю, и только с 57-го места начинаются справедливороссы (Олег Нилов – Ред.), – комментирует Сергей Обухов. – Но самый важный вывод из исследования не это. Для тех, кто до сих пор считает ЛДПР оппозицией – забудьте. Жириновцы голосуют практически в унисон с единороссами, окончательно сплетаясь в единый клубок. Депутаты ЛДПР по доле голосов «против» разбросаны от 103-й строчки почти до самого конца рейтинга (Борис Чернышов – 0,13%, на 418-й строчке. – Ред.) и практически неотличимы по «оппозиционности» от депутатов «Единой России».
Активнее всех «против» голосовал бывший сенатор Вячеслав Мархаев (7,67%). Напомним, это именно тот человек, который летом 2019 года единственный на обе палаты парламента заступился за протестующих в Москве и осудил действия полиции. От него незначительно отстал Михаил Матвеев (7,46), «бронзу» получил Олег Михайлов. А самым «оппозиционным» единороссом оказался Олег Морозов (1,08%), занявший 101-ю строку. К слову, «юбилейное» 100-е место досталось Дмитрию Певцову из «Новых людей» (1,14%).
Главным в ЛДПР по «оппозиционности» стал Ярослав Нилов (0,74%), в СРЗП – Олег Нилов (3,70%), у «Новых людей» – Сардана Авксентьева (2,35%).
Насколько известно, Догаев и Делимханов предпочитают Госдуме зону СВО, но почему-то (интересно, почему) не слагают с себя депутатских полномочий. Что до Белоусова, то он ещё накануне выборов в VIII созыв был приговорён к 10 годам тюрьмы за взятку и с тех пор скрывается от правосудия. Однако это не помешало избраться и сохранить мандат. Матвеев и Узденов ссылаются на здоровье, а вот почему прогуливает автор законопроекта о лишении свободы до пяти лет за вовлечение детей в несанкционированные митинги и до десяти лет – за склонение к организации массовых беспорядков Марченко – непонятно. Возможно, это и неплохо, что он не ходит на заседания. Плохо, что зарплату депутата он скорее всего все равно получает.
Ну а самым активно голосующим депутатом оказался Анатолий Вассерман (СРЗП). У него всего 1,95% «уклонений».