Как язык ненависти развращает и разрушает Россию
Как работает пропаганда? Почему люди верят всему, что говорят с экранов ТВ? Влияние на аудиторию – это тонкое искусство, и начинается оно с жеста, с интонации
Бить наотмашь
Официальные лица с экранов телевизоров сыплют оскорблениями, не скрывая агрессивных эмоций даже в эфире новостей, которые по законам жанра должны быть нейтральны. Язык современной пропаганды груб, он бьёт сразу в лоб, чтобы и сомнений не возникало, кто прав. У этого способа выражения мыслей есть название – «хейтспич» – язык вражды, риторика ненависти, выражение резко отрицательного отношения к оппоненту.
Так называемому глубинному народу в России лексикон этот в основном даже нравится – смешно, да и чего с «выродками»-врагами и «ублюдками»-предателями церемониться? Лучше сразу бить наотмашь, по-простому: «безродная хабалка, ненавидящая народ» (Алла Пугачёва), «глупые бабёнки» (зарубежные женщины-политики), «нацистская недобитая сволочь» (жители Украины), «шваль, твари» (те, у кого иная точка зрения на происходящее в стране).
Ненависть передаётся с помощью не только слов, но и жестов, интонации. Одним из первых эту манеру общения на российское телевидение и в политику привнёс Владимир Жириновский. Он был из тех немногих, кому разрешалась вся эта клоунада. «Все отвратительные типы! Всех ждёт тюрьма и психиатрическая больница!» – кричал он, размахивая руками на очередном ток-шоу. Зал кивал и восхищался: «Как он непосредственен и искренен!»
– Но Жириновский – это цветочки, – рассказал в интервью «Собеседнику» филолог Роман Лейбов. – По-настоящему виртуозно работает сегодня Маргарита Симоньян. Она манипулирует сознанием зрителя с помощью создания фальшивой дилеммы, нарушения логики и лжи. Например, в одной из передач Владимира Соловьёва Маргарита вдруг обвинила политика Навального в том, что он является «засланным с Запада шпионом». Президент США Байден якобы сказал на одной из пресс-конференций не «мы будем защищать интересы своего народа», а «мы будем защищать свои интересы и интересы наших людей». И тут же перешёл к длинному спичу про Навального. Выдержав многозначительную паузу, Симоньян предложила зрителям сделать вывод: Навальный – человек Байдена.
«Дурочки» и «выскочки»
Дискриминация бывает разная: по расовому принципу, по гендерному, по возрастному. В некоторых развитых странах есть закон об информации, в котором приведён список слов, запрещённых к употреблению в СМИ. Впрочем, доказать факт оскорбления бывает очень непросто, и наша пропаганда этим, конечно, пользуется.
«Ну дебилы, ***», – сказал 11 августа 2015 года на пресс-конференции министр иностранных дел России Сергей Лавров. Слова: дауны, дебилы – обозначения серьёзных заболеваний, и это неуважительное отношение к людям. Но кому есть дело сегодня до больных, которые не могут себя защитить?
Ещё один важный момент – национальная принадлежность. «Хохлы, жиды, чурки, укропы» – всё это враги. Достаточно сказать одно слово, и без дополнительных объяснений всё понятно: не свой. А то, что эти слова-оскорбления разжигают между людьми вражду и национальную рознь, давно уже политиков не волнует, не до этого сейчас.
Достаётся и европейским женщинам на высоких постах. По мнению пропагандистов, «дурочками» и «выскочками» однозначно являются бывший премьер Великобритании Лиз Трасс, глава МИД Германии Анналена Бербок, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Оскорбления по гендерному признаку – один из самых популярных приёмов российской пропаганды. Причину легко объяснить. Отношение к женщине как к слабому полу в России восходит ко временам домостроя XVI века. По правилам, которые предписывалось соблюдать женщине, она должна была быть скромной, доброй, трудолюбивой и – молчаливой. В российской политике женщин мало, а на министерских должностях вообще единицы.
По мнению пропагандистов, «рулить» в мире должны исключительно «крутые пацаны». Ведь политические лидеры старой школы – это «выжившие из ума старики: «У одного – деменция. У других – кризис», а «Блинкен – сумасшедший».
Важно всех унизить, над всеми посмеяться. Если же явных поводов для оскорблений не находят, то копаются в личной жизни. Президент Франции – «бесполое существо, которое живёт со старой женщиной».
Демоны из кувшинов
Писатель Дмитрий Глуховский* уверен, что государство в интересах имитации общественной поддержки с помощью оскорблений оппонентов «подняло в душах людей всё самое мрачное, жестокое, что в них было», пытаясь найти оправдание СВО.
– Эти демоны, которые выпускаются сегодня из кувшинов, обратно не уйдут, и все то зло, которое власть вызывает в мир, никуда не исчезнет, – убеждён он. – Вся эта ненависть и звенящая злость останется висеть свинцовым облаком. Демоны будут разъедать общество и повернутся против власти, безусловно.
Писатель напомнил, что, даже если уйдут люди, лично ответственные за уродующую души пропаганду, уйдут лидеры, легализовавшие язык вражды и ненависти, расхлёбывать результаты мракобесия будут их дети.
Филолог Роман Лейбов объяснил, что не стоит недооценивать масштабы проблемы и мало составить список слов враждебной лексики, запретив её в СМИ, как предлагают многие эксперты и политики. Ведь очень важно и то, КАК все эти слова произносятся: «Когда мы говорим о языке пропаганды, действеннее работают не отдельные слова, а весь строй речи. Интонационное построение и та истеричность, которую мы наблюдаем. Часто на отдельных словах делаются акценты повышением и понижением интонации, многозначительные паузы – все очень профессионально». Роман Лейбов считает, что иногда даже не нужно бранных слов, в атмосфере вражды смысл можно передать с помощью одной только интонации.
Опасная кислота
Говоря языком пропаганды, сегодня на ТВ, в соцсетях, на видеоканалах произносят слова, которые просто непристойно было упоминать ещё недавно: «пиндос», «жопа». И уже неважно, что приличные люди так не говорят – Медведеву можно. Не так давно он выдал очередной спич: «А в Пиндостане ещё один старый дурень нашёлся, хоть и бывший. Леон Панетта, экс-директор ЦРУ и министр обороны...»
Пиндостаном пропагандисты называют США, а их жителей – пиндосами. Само по себе слово «пиндос» – это просто ругательство для причерноморских греков, которые связаны с горой Пинд. Но в России слово приобрело крайне отрицательную эмоциональную окраску. Вероятно, потому что созвучно оскорбительному обозначению людей нетрадиционной сексуальной ориентации, которых «по закону пропаганды» всем следует унижать и ненавидеть.
Исследователи языка заверяют, что весь этот негатив пропаганды в СМИ крайне отрицательно влияет на психику людей, воздействует на мозги. Роман Лейбов не сомневается, что модели мира, которые навязываются языком, очень влияют на человека и могут сильно изменить наше поведение в обычной жизни. «Люди – социальные животные, общение происходит в основном через язык», – напоминает он.
Пропаганда – это вранье и вражда. Когда язык, с которого началась цивилизация, используют в качестве оружия, безнаказанно для поколения это не проходит, и так просто ненависть, распространённая в обществе, никуда не исчезает долгие-долгие годы. Ещё много лет назад писатель Марк Твен говорил об этом: «Гнев – это опасная кислота, которая сильнее вредит сосуду, в котором хранится, чем тому, на кого проливается».
А как у них?
В Европе сегодня действует 40 национальных проектов, которые занимаются исследованием риторики ненависти в сети и пытаются с этим бороться. Кампания была запущена ещё в 2013 году генеральным секретарём Совета Европы. В Германии законодательство жёстче, чем во многих других странах Европы, в январе 2017 года у немцев появился закон о регулировании сети, по которому интернет-платформы могут получить штраф до 50 миллионов евро, если не будут противостоять человеконенавистническим высказываниям.
Каждые полгода крупные платформы должны публиковать доклады о состоянии дел по борьбе с языком вражды. Впрочем, специалисты отмечают: порой доказать оскорбления (которые высказаны лишь косвенно) бывает очень непросто. А сильное закручивание гаек может привести к жёсткой цензуре.