Илья Яшин: «Я объявил вызов самому опасному человеку в России»

Автор самой популярной петиции за отставку президента Чечни в интервью «Собеседнику» рассказал о зловещем молчании Кадырова

Политик Илья Яшин

Яшин – единственный, кто бросил вызов Кадырову

Яшин – единственный, кто бросил открытый вызов Кадырову – политик запустил петицию с требованием отставки главы Чечни. Еще неделю назад многие уверяли Илью, что затея пустая. Лишь за первые сутки его петиция набрала больше 100 тысяч подписей. От платформы Change.org, где она размещена автор получил уведомление о том, что скорость, с которой петиция набирает подписи, говорит, что это один из самых важных документов, опубликованных за последний год. По словам Пескова «Кремль не воспринимает петицию за отставку Кадырова всерьез».

В петиции говорится, что при Кадырове Чечня превратилась в обособленное государство, а руководство республики допускает публичные угрозы в адрес журналистов, правозащитников, судей и членов их семей. Яшин также указал, что экономические проблемы республики не решены и, как признает сам Кадыров, без федеральных дотаций Чечня «не продержится и трех месяцев».

– Я объявил вызов самому опасному человеку в России. А Кадыров в ответ может сделать все, что угодно. И ничего ему за это не будет, – напоминает «Собеседнику» Илья Яшин. Политик рад, что стена страха начала ломаться. Много лет существовало табу [на критику Кадырова], который держался на страхе. А сейчас 200 тыс человек открыто сказали «Кадыров, уходи!» Это масштаб, который нельзя игнорировать, – уверен Яшин.

Петиция Ильи Яшина
Осталось менее 7 тыс подписей

Актуальное интервью

Автор самой популярной петиции в интервью «Собеседнику» рассказал о зловещем молчании Кадырова.

– Почему вы решились на эту петицию?

– Причина очевидна: идёт обострение конфликта российского общества с Кадыровым и его окружением. Это цивилизационный конфликт, потому что порядки, которые кадыровцы насаждают у себя в Чечне и пытаются насаждать в других регионах уже противоречат тем ценностям, на которых стоит большинство российского общества. Кремль абсолютно попустительствует Кадыровским бандитам и лично Кадырову. И мне бы хотелось, чтобы люди как-то сказали своё слово. Я попытался предложить механизм для выражения точки зрения общества. Петиция – это простой и относительно безопасный способ коллективного действия, который позволяет высказать свою точку зрения достаточно громко, достаточно массово. Мне кажется, это получилось.

– Как вы оцениваете результаты сбора подписей?

– Значительно более высокими темпами, чем ожидал. Мне не безосновательно казалось, что люди все-таки будут бояться в этом участвовать. Дело в том, что это не обезличенный сбор с подписей, как утверждал г-н Песков, комментируя эту петицию. Люди подписываются там своими именами и подписи там верифицированы целым механизмом: либо вы используете социальные сети настоящими именами, либо подтверждаете своё имя через почту. Это не просто галочки, а реальные имена: почти 200 тыс реальных людей, которые подписались публично под теми тезисами и требованиями, которые я сформулировал. 

И понятное дело, в обществе, где за гораздо меньшее приучили извиняться перед кадыровцами, это требует определённого мужества со стороны граждан. Я приятно удивлён, что такое количество людей не боятся и готовы действовать публично, выражать своё несогласие с этим средневековым мракобесием.

– От чеченцев вам уже поступали угрозы?

– Удивительное дело, но с 2016 года мне никаких угроз со стороны кадыровцев не поступает. Когда я писал открытое письмо Рамзану Кадырову, предлагал встретиться – вот тогда реакция была очень бурной: митинг в декабре 2015 года, похоже на то, что собирали против Янгулбаевых, были лозунги с оскорблениями в мой адрес. Публично Кадыров оскорбительно высказывался в мой адрес, фактически угрожал, что может прийти в мой дом, если что-то случится и воспринимал меня как угрозу и готов эту угрозу устранить. Было много угроз личного характера, прислали фотографию с мишенью на моём лице.

КРА
Блатная серия номеров в Чечне

«Специфический эпизод»

– Был специфический эпизод в Петербурге, где в марте 2016 я представлял доклад о политическом режиме Рамзана Кадырова в Чечне. Мы ехали на машине и перед нами остановился автомобиль, к нему подъехал другой с номерами КРА (аббревиатура блатной серии Чечни «Кадыров Рамзан Ахматович» – авт.) из него очень демонстративно передали в другую машину пистолет – явно хотели, чтобы мы это заметили. Было достаточно последовательное психологическое давление. Но поскольку я никак не изменил свою риторику и продолжал говорить то, что считаю нужным и правильным, они решили сменить тактику. Несмотря на то, что с тех пор я систематически возвращаюсь к теме Кадырова – делаю видеоматериалы, комментирую эту тему и говорю вещи, которые явно не нравятся руководству Чечни, тем не менее, с 2016 года висит такое зловещее молчание: они наблюдают за тем, что я делаю, но стараются не привлекать лишнее внимание своими комментариями.

– Что думаете о непотопляемости Кадырова и верите ли вы в успех своей петиции?

– Я не наивный человек и прекрасно понимаю, что такие фигуры, как Рамзан Кадыров не устраняются петициями, сколько бы подписей она не собрала. Но это важный шаг, потому что впервые в дискуссии о будущем Кадырова своё слово сказало общество. До сих пор это была дискуссия исключено в высоких кабинетах: между Путиным, силовиками, руководителями спецслужб и самим Кадыровым – это была такая дискуссия внутри истеблишмента. А теперь, наконец, общество высказалось. И то, что это карта легла на стол, мне кажется очень важным.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика