Леонид Радзиховский: «Нападение на Украину означало бы катастрофу для России и крах Владимира Владимировича»
Политолог прокомментировал «Собеседнику» возможность начала войны
– Будет ли война?
– Если под войной понимать физическое вторжение войск, боевые действия, то никакой такой войны не будет. Владимир Владимирович совершенно не похож ни на буйно помешанного, ни на человека, одержимого суицидальными комплексами. Если под войной понимается психологическая PR-война, так она не то, что будет, она идет все время, и не прекращается.
Язык без костей
– Может ли Украина напасть на ДНР?
– Нет, не может, потому что Зеленский прекрасно знает, чем закончилась аналогичная история в 2008-м году. Когда Саакашвили пытался воссоединить Южную Осетию с Грузией. В терминологии Грузии это было освобождением Южной Осетии и воссоединение ее с Грузией. Армия Грузии была разбита, потерпела унизительное унижение, но Саакашвили тогда усидел, потому что не было мощной оппозиции внутри Грузии. Внутри Украины есть очень сильная оппозиция против Зеленского. Его постоянно долбят. Если украинская армия вторгнется в Донбасс, то она будет разбита с огромными потерями, и Зеленский лишится поста президента. Зачем это ему надо?
– А Россия может напасть на Украину?
– Это просто невозможно ни с какой стороны. Просто так взять и напасть, объявив «раз США не хотят дать нам честное благородное слово, что Украину никогда не примут в НАТО, то, следовательно, мы нападем на Украину». Это фраза психически нормального человека?
Российская пропаганда сводится к этому: мы требуем от США, что бы они дали нам честное благородное слово, что Украину никогда не примут в НАТО – это официальная позиция России. Все ее прекрасно знают, полтора месяца об этом говорят в Женеве. Это абсурдная анекдотическая позиция, с тем же успехом американцы симметрично могут обратиться к России, сказать «Мы требуем, чтобы Россия дала честное торжественное обещание, что она никогда не примет Азербайджан или Туркменистан в состав ОДКБ». Вот если бы американцы с таким требованием обратились к России, как бы отреагировал Путин? Он повертел бы пальцем у виска и сказал «Вы в своем уме? Спрашивайте у Азербайджана, Туркменистана. Хотят – вступят, не хотят – не вступят, чего вы ко мне-то лезете?»
Между тем, Россия именно подобное абсолютно безумное требование предъявляет к Соединенным Штатам. Мало того, американцы должны за все 30 стран НАТО ответить, что блок никогда не примет Украину в свой состав. Это безумное требование, не имеющее никакого отношения вообще ни к какой реальности.
Но можно выдвигать любые безумные требования. Язык без костей.
Я могу вам сказать, что я требую от вас, чтобы «Собеседник» никогда не печатал статей Дмитрия Быкова. Но между тем, что я могу это сказать, и между тем, что вы мои требования выполните, лежит пропасть. Естественно в ответ на такое мое требование вы скажете «Психически больной человек. Разные болезни бывают, свихнулся, ну что делать? Выражаем глубокое сочувствие».
Поэтому требования России безумные.
Чистый фейк и троллинг
– В чём смысл этих требовании?
– Они могут иметь свой пропагандистский смысл, как троллинг. Но фраза «Мы, Россия, потребовали от США, чтобы НАТО дало нам торжественное обещание, что оно никогда не примет в свой состав Украину. Американцы нам в этом требовании отказали. Поэтому мы нападаем на Украину» логична?
– Очень странная логика.
– Согласен. Из этого я делаю вывод, что напасть на Украину Россия не может, поскольку у нее на это нет ни единой причины, ни единого повода, ни единого соображения. Если бы Россия начала бы переговоры не с Соединенными Штатами, а хотя бы с Украиной, и предъявила бы Украине абсолютно идиотское абсурдное требование дать слово, что она никогда не вступит в НАТО, а Украина бы отказалась, то мог бы появиться хотя бы теоретический предлог, чтобы напасть на Украину: «мы требуем, чтобы вы не вступили, вы нам отказали и поэтому мы…» Это глупо, но хоть какой-то предлог. А если мы вообще с Украиной ни о чем не разговариваем, вообще ее не замечаем, разговариваем исключительно с Америкой и требуем, чтобы Америка за спиной Украины и за спиной НАТО по нашему идиотскому требованию, неизвестно откуда взятому, решала судьбы Украины и НАТО, а когда Америка нам говорит «да вы что, с ума сошли?», после этого мы берем и нападаем на Украину? Послушайте, а почему нам после этого не напасть на Гренландию или на Боливию – оснований ровно столько же – ни больше, ни меньше. Украина вообще не участвует в этом никак, ни прямо, ни криво, ни косвенно, а мы возьмем и на неё нападем.
Но это не главное. Главное, что такое нападение на Украину означало бы катастрофу для России. Крах режима уважаемого Владимира Владимировича Путина.
– Почему?
– По многим причинам. Потому что у Украины есть армия. Не очень сильная, не очень большая, но кое-какая. И эта армия будет сопротивляться. У этой армии есть мотивация сопротивляться. Потому что если такая безумная, нелепая, немотивированная агрессия вызывает соответствующие чувства у людей, и будет сопротивление, а значит, большие потери, население России поймет эту войну? Обычный русский человек? Не иностранный агент, не либераст, не педераст, не сотрудник «Эха Москвы», просто обычный шоферюга из Твери поймет такую войну?
– Конечно, нет!
– Он просто не поймет, зачем мы на Украину напали, чего мы от нее хотим. Ну, плохо, если они хотят в НАТО вступить, но, в конце концов, это их дело. Кстати, ни в какое НАТО они не вступают. Да даже если бы и вступали – это их дело. Но просто так, взять и напасть на соседнее государство без всякой причины, это же надо как-то людям объяснить. Ведь даже в России люди не куклы. Как объяснить, что взяли и напали, причем напали с большими потерями.
Второе. Все российские политики, начиная с Путина, тысячу раз повторяли «Нападение на Украину – это безумие, это абсурд, так вопрос не стоит, никто не собирается». Это повторяется постоянно. А потом взять и напасть? Так не делают.
Когда собаки друг на друга нападают, они становятся, рычат, шерсть дыбом, лают, потом друг на друга бросаются. А чтобы собака дружески улыбалась другой, а потом прыг и зубами ей в сонную артерию – так не поступают. Не было таких прецедентов. Был один 22 июня 1941 года. Не было ни ругани, ни угроз, ничего – бац и напали, это, правда, было такое. Но, во-первых, это был Гитлер, все-таки явление исключительное, а во-вторых, даже Гитлер перед этим не распинался, что «я никогда не нападу, что это безумие». Нет, просто молчал. А наши политики, начиная с Путина, постоянно говорят, что это безумие, что так вопрос не стоит, что это бред.
Третье. В случае нападения Россию уже предупредили о тяжелейших санкциях. Значит: потери людей, изумление, раздражение, непонимание общества, международные санкции. И все это ради чего? Допустим, русские танки войдут в Киев, предположим, ну потеряем мы там 5-10 тыс человек. Дальше что?
В Крыму все прошло без единого взрыва, жители Крыма были рады, что они присоединяются к России. Они считали и считают себя неотъемлемой частью России, а отнюдь не украинцами. С жителями Донбасса вопрос более сложный, но поскольку украинцы сами их обстреливали, они в основном были за русских солдат. Но, согласно всем опросам, подавляющее большинство жителей Украины еще до всякой войны говорят, что мы были бы возмущены в случае русского нападения, а треть готовы сопротивляться с оружием в руках. Представим, что это нападение совершилось, что львиную часть Украины захватили. И что с ней делать? Бороться с местными жителями, как немцы в 42-м, вешать, обстреливать, устраивать там облавы? Это России нужно? Это мы так создадим братское объединение славянских республик?
Когда немцы захватывали Украину, они говорили честно «нам нужны рабы для нашей культуры». Ну, жестоко, цинично, но по крайней мере, честно. И какая-то логика преступника в этом есть. Но напасть на чужую страну, захватить ее, посадить марионеточное правительство, потерять массу людей, получить тяжелейшие санкции и после этого сказать, таким образом мы восстановили братство со славянским народом? У меня в голове это не укладывается. Повода нет. Причины нет. Война тяжелая. Санкции разрушительные. Отношение населения России будет изумленное – ну можно с помощью телепропаганды на короткое время людей поднять на дыбы, но это на пять минут. А итог войны: просто захватили проблемы, с которыми неизвестно что делать. По совокупности всех этих причин я могу со 100% гарантией утверждать, что все это чистый фейк, троллинг и телевизионный онанизм. Никакой войны нет, не было и не будет.
– А война на Донбассе 7 лет назад?
– Это правда. Но тогда у Путина хватило ума не распространять эти действия на другие области. Кстати, тогда, 7 лет назад, это было гораздо легче. Потому что у Украины армии не было, правительства законного тоже – Януковича выгнали, нового президента еще не выбрали, то есть страна была в подвешенном состоянии. Были пророссийские митинги в Одессе, Харькове.
Но сейчас ситуация совершенно другая. России надо организовать какую-то огромную провокацию в Донбассе, изобразить, что туда вторглись украинские войска – никто в это не поверит, потому что до этого шла вся эта история с американцами. И после этого начать локальную войну в Донбассе, с целью выгнать из Донбасса украинские войска – это максимум, что теоретически Россия могла бы сделать. Ни о каком нападении на Украину в целом не может быть и речи. Но я уверен, что и провокации в Донбассе не будет. Это слишком опасные, дорогие и бесцельные игры, которые ни к чему не ведут.
Когда захватили Крым, это было дешево – не погиб ни один человек, мгновенно и к полному довольствию жителей Крыма и России – и все были в восторге. В Донбассе это было уже тяжело, трудно и с потерями. Это быстро заглохло. И неприятностей с тех пор – вагон в виде бесконечных санкций.
В Грузии Путин воевал три дня, потери были минимальные. Кстати, разбив грузинскую армию наголо, Путин и не подумал идти на Тбилиси. Ни одного сантиметра территорий плюс к тому, что была Южная Осетия, не прибавили. Войска очень быстро остановились.
– Какие еще военные действия были при Путине?
– В Сирии Россия 7 лет, но она там не воюет. Там нет сухопутных войск, это просто бомбежки. Да, за 7 лет там погибло 100-150 человек – за 7 лет это ничто. Но Россия там обкатывает какие-то системы оружия, ведет свои геополитические игры с Турцией. Это не война, а обкатка техники для ВВС, не более того. В Казахстане, как ввели войска на три дня, так и вывели – ни одного человека не потеряли.
А тут надо вести тяжелую изнурительную войну. Путин к этому абсолютно не готов, он абсолютно не собирается воевать, он очень любит об этом говорить, изображать свои амбиции, но реально он не вояка.
– А война в Чечне?
– Это единственная война, которую Россия вела, но тут выхода не было. Все остальное – трёпа много, реальных военных действий не было.
Поэтому ответ очень прост: это PR, троллинг, способ нагнетания обстановки – неизвестно зачем, способ как-то бодрить телезрителей, повод без конца переливать из пустого в порожнее с Байденом. Это все выглядит глупо и смешно. Но, в конце концов, большой начальник имеет право развлекаться, никто ему не запретит. Но никакого отношения к реальной тяжелой войне это не имеет.
– Украину примут в НАТО?
– Её не принимают уже 15 лет, она обивает пороги, стучится, просится, и ее не примут. Государство Украина настроено резко антироссийски. И довольно странно было бы ожидать чего-то другого, если у вас оттяпали Крым и Донбасс. Ни о каком хорошем государственном отношении речи быть не может.
– Чем все это кончится, какой ваш прогноз?
– Что касается нынешнего кризиса, то это чисто пиаровскиай кризис, на 100% сотворенный Путиным, никакого смысла в нем не было. Такая игра ради игры, чтобы привлечь внимание всего мира, чтобы взбодрить публику, чтобы вот вы задавали мне вопросы, а я отвечал. И так миллион журналистов отвечает на эти вопросы.
Ничем этот кризис не разрешится. Думаю, будут переговоры по ракетам. Если Россию волнуют реальные проблемы безопасности – неразмещение американских ракет в Европе. Кстати, их там не существует. Разговор идет о том, что их не надо размещать. Это выдуманная проблема.
– В Германии на авиабазе Рамштайн есть американские водородные бомбы.
– Это правда, но о них и речи нет. Никто даже не обсуждает эту тему. Речь идет об американских ракетах. Размещать их не будут. Переговоры на эту тему вполне возможны. Возможны другие технические переговоры, например, на каком расстоянии друг от друга могут проводить учения НАТО и Россия. Это тема для волне технических и довольно нудных разговоров.
На требования России, чтобы Америка от имени НАТО дала честное слово, что она никогда не примет бывшие страны СССР и, более того, что НАТО вернется к состоянию 1997 года, исключив из своего состава страны восточной Европы и Прибалтики, уже дан ответ. Ответ очень простой: тут обсуждать нечего. Это бред. Если у России есть машина времени, можно открутить на 25 лет назад, но зачем её тратить на такую ерунду, как НАТО? Давайте потратим ее на более интересные вещи.
– Но у России есть козырь в виде военно-технического преимущества перед НАТО – гиперзвуковые ракеты.
– Да, Россия раньше их начала разрабатывать? и русские ракеты имеют большую скорость, чем натовские. Но это не имеет никакого значения.
Ядерное оружие включает три основных компонента: водородные бомбы, которые несет авиация, тактические ядерные ракеты, в том числе гиперзвуковые и межконтинентальные стратегические ракеты. Баланс сил такой, что Россия вполне в состоянии уничтожить США и Европу, а США вполне в состоянии уничтожить Россию. Это называется гарантированное взаимное уничтожение. Этот баланс был достигнут еще 50 лет назад, с тех пор он не изменился. Кто-то может уничтожить 20 раз, а его могут уничтожить только пять раз – какое это имеет значение?
Гарантированное взаимное уничтожение – это абсолютно предельно ясная формула. Залпа межконтинентальных баллистических ракет, которые находятся в шахтах, на поверхности, на подводных лодках, крейсерах, линкорах вполне достаточно, чтобы стереть с лица Земли основные города России и аналогично – в США. Ну, если человечеству суждено погибнуть, значит, оно погибнет. Я не думаю, что оно погибнет сейчас и без всякой на то причины.