Политическое животное: Зубр как индикатор международной напряженности
В Беловежской пуще произошла страшная трагедия: погибли более 20 зубров. Мохнатые быки переходили реку по льду и он не выдержал. Так вот, возможно, дело не только в тонком люду.
Когда с зубрами случается что-то плохое, это означает, что и в стране их обитания что-то не так. Потому что жизнь и благополучие зубра таинственным образом привязаны к политической ситуации в регионе и даже в мире. Неблагополучие сразу сказывается на численности его популяции. С ней и так, если уж на то пошло, все плохо. А если в мире еще и неспокойно, а рядом оказываются большие мохнатые коровы, они тут же начинают стремительно исчезать.
Впрочем, даже без учета политических факторов, зубров, некогда проживавших почти по всей Европе, совершенно бесконтрольно браконьерили с незапамятных времен, о чем наглядно свидетельствует наскальная живопись наших предков. И, что зарактерно, предков со временем становилось все больше, а зубров все меньше. Причем настолько, что еще в XVI веке польский король Сигизмунд II Август издал указ, согласно которому убийство зубра каралось смертной казнью. Правда, автор сильно сомневается, что он делал это ради сохранения вида, он и слов-то таких, надо полагать, не знал. Скорее для того, чтобы ему с друганами было кого охотить на досуге.
Часть зубров еще во времена пещерных людей поняла, к чему идет дело и по-тихому через существовавший тогда Берингов перешеек свалила в Америку и постепенно стала бизонами. Но бледнолицые из Старого Света, как известно, все равно их там настигли, пусть и не сразу. И истребили почти подчистую, так что дела у бизонов сейчас не сильно лучше, чем у наших коровчиков. На Британских островах и в Испании зубры сгинули в первых веках нашей эры. Во Франции последний зубр был убит в начале VI века. В 1762 году не стало последнего зубра в Румынии, даром что ее герб украшает зубровая голова. Известно даже, как звали мерзавца, в 1793 году прикончившего последнего зубра Саксонии. Это некто Дитер Шметтерлинг, но коровчикам от этого не легче.
К концу XVIII века зубр сохранился только в Беловежской пуще в Восточной Польше и на Кавказе. В следующем столетии мохнатому стало совсем плохо. После того, как Беловежская пуща отошла к Российской империи (вот он, кстати, политический фактор), там стало резко сокращаться количество вообще всех обитателей, некоторых – до нуля, зубра просто очень сильно. И это несмотря на то, что и Александр I, вслед за коллегой Сигизмундом, издал указ о его защите. А тут еще приперся Наполеон и стало вовсе печально. Но, по счастью, Наполеон огреб по ушам, замерз, слегка обгорел и свалил. Коров начал постепенно приходить в себя. К 1857 году зверушек стало почти 1900 человек. Хомо о них заботились, строили кормушки и пруды для водопоя, выращивали им корм. Казалось бы: зубр, выдыхай! Но тут случилась Первая мировая война. И в Беловежской пуще перебили всех зубров до единого. Не столько в ходе боев, сколько в процессе браконьерства.
В 1919 году не стало последнего зубра в Польше. А в 1927 году на Кавказе застрелили единственного мохнатого, оставшегося на вольном выпасе – дикий зубр в природе был полностью истреблен. Это несмотря на то, что тремя годами ранее весьма незначительная, но благоразумная часть человечества, схватилась за голову и создала Комитет по спасению зубров. Эти люди и подсчитали, что в их распоряжении имеется 52 штуки зубров по зоопаркам, но к разведению из них годно и того меньше – всего 12 пар рогов. Всех зубров с их габаритами и видами на личную жизнь переписали в Международную племенную книгу и стали бережно плодить заново, поскольку после последнего, предположительно – как минимум третьего по счету "бутылочного горла из-за Первой мировой", сам зубр сделать это был уже не в состоянии.
К 80-м годам прошлого века зубров в мире насчитывалось 3,5 тысячи. Но 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще собралась теплая компашка серьезных мужчин, которые посидели и подписали договор об учреждении международной организации, вошедший в историю под названием «Беловежские соглашения». Многие этот документ не любят и часто ругают его вместе с почему-то Горбачевым, которого там даже не стояло. Но с точки зрения зубра ругают правильно, так как после этого события численность зубров в пуще снизилась на треть. Даже несмотря на то, что в этих местах до вооруженного конфликта дело не дошло.
Сейчас зубры, помимо Белоруссии, проживают у нас, в Украине, Литве, Польше, а также во Франции, Бельгии и Голландии. Как вы понимаете, при такой географии и с учетом российской внешней политики, благополучие зубра остается под угрозой. И трагедия в Беловежской пуще -- напоминание нам об этом.