Павел Крашенинников: «Период смертной казни мы прошли и, надеюсь, к нему не вернемся»
Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству отчитался в онлайн-режиме о проделанной работе и поделился некоторыми законотворческими планами. Мероприятие прошло в пустующем по случаю пандемии пресс-центре ТАСС
Прежде всего Крашенинников напомнил о том, что в конце прошлого года они, совместно с сенатором Клишасом, внесли поправки, ужесточающие наказание за пытки во ФСИН.
-- Сейчас среди юристов и правозащитников идет большая дискуссия о том, нужно ли делать наказание за пытки отдельной статьей или все-таки устанавливать квалифицирующие признаки (поправки. -- Ред.), -- рассказал депутат. -- Мы с Клишасом в соответствии с Конвенцией против пыток предлагаем законопроект, в котором мы предлагаем такие признаки в статьях о принуждении к даче показаний и о превышении должностных полномочий.
По ним будут давать до 12 лет лишения свободы и, соответственно, эти деяния будут переводиться в разряд особо тяжких. Мы считаем, что надо этот закон принимать и эти уродливые явления уничтожать. У нас уже была одна тюремная реформа, мне эта тема близка и надо ею заниматься. Конечно, одним законом все не изменить, но что-то делать надо.
На наш вопрос о том, какие законопроекты можно в ближайшее время ожидать от тандема Клишас-Крашенинников, Павел Владимирович ответил уклончиво.
-- Мы давно вместе работаем, но на данный момент пока совместных проектов у нас нет, -- заявил он. -- Мне кажется, о проектах лучше говорить, когда они уже родились, а не когда замышляются.
По поводу недавнего законопроекта Путина о гражданстве РФ, вызвавшего большое беспокойство в обществе, Крашенинников призвал не паниковать.
-- Этот законопроект вытекает из поправок в Конституцию, -- пояснил он. -- И в данном случае лучше не поправки в действующее законодательство, а новый единый документ, чтобы он не противоречил другим законам. Пошла дискуссия о возможности лишения гражданства кого угодно.
Лишать гражданства никого нельзя. Можно отменить акт о присвоении гражданства в случае подачи неверных документов, или в случае, если получивший гражданства нарушает закон: занимается экстремизмом и т. д. Лишать гражданства, как это делалось в СССР, никого не будут. Это невозможно ни по законопроекту, ни по Конституции.
Также Крашенинников заступился за председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, в одной из работ которого недавно обнаружились строки в защиту смертной казни.
-- Валерия Зорькина я знаю давно и такие вещи он никогда не говорил, -- заявил Крашенинников. -- В той работе, на которую все ссылались, много выводов о том, что возврат к смертной казни невозможен. Невозможно даже вынесение такого приговора. По этому поводу были и моратории, и решение Конституционного суда. Приписывать Зорькину вещи, нарушающие решения КС, как минимум странно.
Я тоже уже давно говорю, что смертная казнь невозможна по разным причинам. В том числе и потому, что может быть судебная ошибка, действие которой в этом случае будет необратимым. И известно, что наличие смертной казни никак не влияет на состояние преступности. Этот период мы прошли и надеюсь к нему не вернемся.
Из ответов на другие вопросы выяснилось, что пока Госдума не собирается пересматривать допустимое содержание алкоголя в крови водителя, пока не будет регулировать деятельность таксистов и никак не может разобраться с ответственностью за домашнее насилие.
-- Нужно устанавливать критерии, -- заявил по поводу последнего Павел Владимирович. -- А то вылечим одну болячку, а другую обнажим.
Еще стало понятно, что раскручивания гаек, по крайней мере, в весеннюю сессию Госдумы, ожидать не приходится.