Георгий Сатаров: Защищать себя мы так и не научились
Президент фонда «Индем» Георгий Сатаров назвал ушедший 2021 год «ужасным», а произошедшее за этот год «гигантской машиной абсолютно абсурдного преследования».
Из важных событий в начале года он отметил арест Алексея Навального и появление физлиц-иноагентов, первым в списке которых стал правозащитник Лев Пономарев*. В финале года -- закрытие «Мемориала»* и раскол в «Яблоке». Об этом и многом другом эксперт рассуждает на своем YouTube-канале.
«Закрытие «Мемориала»* – это не только диагноз власти, – считает Георгий Сатаров. -- Там все более или менее ясно. Чекисты — главные бенефициары этого события.
Но одновременно это приговор и нам. В начале года в защиту Навального вышло очень много народу. А осознание того, что «Мемориал»* – это институт гражданского общества, еще не доступно нам. И что защищать институты нужно точно так же, как людей. Конституция – это институт, а не персона, и мы ее не защитили. И попрощались с Конституцией как с таковой. Она защищала нас, хотя мы не защищали ее и, фактически, она покончила жизнь самоубийством без всякой надежды на нас. И с «Мемориалом»* произошло то же самое – защищать его вышли суммарно человек 200.
Это приговор всем нам. Мы в ясельном возрасте с точки зрения осознания нашей роли и того, что должны делать мы даже для защиты себя. Мы еще можем мобилизоваться на защиту какого-то персонажа, но единственный раз, когда мы за 21 год смогли мобилизоваться на защиту института, это был «закон Димы Яковлева». Но себя защищать мы еще не научились.
Говоря о расколе в «Яблоке», эксперт напомнил, что его причиной стало подписание видными членами партии «публичного документа с указанием списка яблочников, которые поддержали «умное голосование».
«Фактически, это был коллективный донос от верхушки «Яблока», и немедленно последовала реакция: из партии фактически вырваны и выброшены несколько десятков молодых людей, которые решили основать другую организацию, – отмечает Сатаров.
Любые события – не обязательно причина неких последующих событий. Они лишь потенция для них. А реализуется эта потенция или нет, реализуется ли возможность объединения оппозиции, например, перед выборами 2024 года, или других выборов, это будет зависеть от нас. От того, как мы будем взрослеть, и начнем ли мы понимать, что нас защищают не столько политики, сколько институты. Так устроено общество».
*Признан иноагентом властями РФ