Кети в клетке

Некоторое время назад 63-летняя депутат Тверского района Москвы Кетеван Хараидзе объявила, что баллотируется в депутаты Госдумы. В ночь на 18 июня в дверь ее квартиры позвонили силовики.

Фото: соцсети

Кетеван Хараидзе на избирательном участке

Ночной визит

Кетеван Гурамовна, или просто Кети, как она просит себя называть, вероятно, растерявшись, совершила ряд ошибок. Прежде чем позвонить адвокату, она открыла дверь незваным гостям.

В следующую секунду звонок адвокату был уже невозможен – из рук женщины грубо вырвали телефон. Еще одна ошибка: Кетеван дала согласие на проведение у нее дома «следственных действий», хотя в ночное время они запрещены законом. В итоге после нескольких часов обыска Кетеван доставили в отдел по расследованию особо важных дел СУ по ЦАО. На тот момент – в статусе свидетеля.

К вечеру 18 июня Кетеван Хараидзе предъявили обвинение по ч. 4 ст. 159 УК РФ (хищение чужого имущества, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием. – Ред.), задержали и поместили в ИВС. После чего она объявила голодовку. Жители Тверского района полагают, что дело против Кетеван заведено по заявлению группы граждан, чьи права на жилище она якобы нарушила. Потому что не давала сдать 17 элитных вилл на Долгоруковской улице – требовала устранения всех недостатков строительства. При чем здесь ч. 4 ст. 159 УК РФ – непонятно.

19 июня Хамовнический суд удовлетворил просьбу следствия о мере пресечения в виде заключения Хараидзе под стражу. Чьим имуществом и как якобы завладела Кетеван Гурамовна – неизвестно. С адвокатов, которые попали к доверительнице лишь спустя несколько дней, взяли подписку о неразглашении.

– В данном случае одним из оснований для подписки является статус муниципального депутата Кетеван, – поделилась ее адвокат Евгения Григорьева. – А обычно подписка берется, если следователь по каким-то причинам сочтет, что разглашение материалов может повредить следствию.

«Держит голодовку»

В данный момент мундеп Кетеван Хараидзе находится в СИЗО-6 г. Москвы.

– Условия содержания там – как в любом другом подобном заведении, – рассказал адвокат Михаил Бирюков. – Кетеван содержится в камере, которую там называют карцером. Но пугаться не надо – никакого карцера в нашем привычном понимании, с мышами и потеками на стенах, там нет. Это просто одноместная камера. Ситуация объясняется тем, что Кетеван, как голодающая, должна содержаться отдельно от других заключенных.

По словам Бирюкова, Кетеван «держится очень бодро и настроена на борьбу».

– Я был у нее вчера (24.06. – Ред.), она держит голодовку, – продолжает он. – Я говорил с ней о необходимости сохранить силы. Она продолжает бороться и настроена на то, чтобы продолжать регистрацию в качестве кандидата в депутаты Госдумы. Представляете, там страшная жара, а пить ей дают только кипяток! Питьевой воды нет, а из-под крана вода жуткая и пахнет плохо. От нее точно можно подхватить дизентерию. Мало того, Кетеван в камеру приносят еду и оставляют ее. Завтрак убирают, когда приносят обед, обед – когда ужин и т.д. То есть перед голодающим человеком постоянно стоит пахнущая еда! Это приравнивается к пыткам. Ей заказали питьевую воду, 18 литров, и ее до сих пор, уже 4 дня прошло, не доставили. Доставка у них работает просто жутко.

По словам Евгении Григорьевой, Кетеван настроена до конца отстаивать свою честь и репутацию, что для нее чрезвычайно важно.

– Она категорически не признает себя виновной и связывает происходящее с тем, что застройщик, которому она была как кость в горле, хотел ее убрать, – передает адвокат. – Потому что ее бесконечные жалобы в прокуратуру и прочие «палки в колеса» сильно мешали стройке. А представьте, она сейчас избирается в Госдуму, и все это продолжается уже не на местном, а на федеральном уровне? Кетеван не исключает, что это связано и с политикой тоже.

Евгения Григорьева сообщила, что голодовку Кетеван намерена прекратить только после снятия всех обвинений.

По закону в одностороннем порядке

На момент подготовки материала мера пресечения Кетеван еще не была обжалована. Тогда как суд по закону должен был рассмотреть апелляцию в течение 3 суток.

– У нас это не редкий случай, когда суды безразлично относятся к требованиям закона, – констатирует Михаил Бирюков.

– Никакой информации об этом нет, – говорит Евгения Григорьева. – Подали жалобу председателю Хамовнического суда, ждем рассмотрения. Очень надеемся, что после апелляции ее выпустят хотя бы под домашний арест.

Как поясняет защитница, по вменяемой Кетеван статье в большинстве случаев избирается именно такая мера пресечения.

– Мы считаем, на Кетеван оказывается психологическое давление, – говорит Григорьева. – Ей 63 года, она очень переживает за свою репутацию. У нее первый вопрос: как там ко мне относятся? Она же совершенно одна. У нее недавно умерла мама, и общественная деятельность – это ее жизнь.

По мнению Михаила Бирюкова, нарушения, допущенные при обыске и задержании Кетеван, никак не повлияют на решение Мосгорсуда.

– Все это – основания для обращения в ЕСПЧ, – говорит он. – К сожалению, допуск адвоката на обыск – не обязанность следственных органов. Естественно, недопустимо допрашивать свидетеля в столь позднее время.

Михаил Бирюков считает, что в деле присутствует политический мотив.

– Ничем иным, как срывом ее избирательной кампании, избрание такой меры пресечения объяснить нельзя, – говорит Михаил Бирюков. – Масса нарушений и дальнейшее заключение под стражу заставляют и жителей района думать о политически мотивированном обвинении. Я знаю Кетеван – она очень квалифицированный и глубоко вникающий в проблемы жителей района человек. Она никогда не проявляла себя как яркая политическая фигура, но снискала популярность именно своей компетентностью и своей непримиримой позицией к нарушениям в области ЖКХ, застройки и иным проблемам жителей. Именно поэтому она так популярна не только в Тверском, но и во всех соседних районах.

Глас народа

Битва за депутата

Сейчас жители Тверского района собирают подписи в поддержку своего депутата и поручительства за нее.

– Она – исключительный депутат, если бы все такими были, у нас в стране давно бы был порядок, – говорит избирательница Лариса. – Кетеван спасла наш дом в прямом смысле слова: не дала подписать акты о проведенном капремонте, после которого у нас протекала крыша. Сейчас мы остались без защиты. Я не верю в виновность Кетеван и требую прекратить ее травлю!

Едва ли не каждый первый житель Тверского района готов рассказать, как депутат Хараидзе защищала его двор, дом, подъезд, улицу от всевозможных напастей.

– Выдвинутые обвинения просто абсурдны и выглядят шитыми белыми нитками, – считает местная жительница Вероника. – Особо подло выглядит задержание. Кети была после прививки, в ослабленном состоянии, посреди ночи, без адвоката. Все выглядит просто как заказуха.

– Кетеван Гурамовна защищала мой дом по адресу Фадеева, 6 от стройки по соседству, – рассказывает Светлана. – Добивалась, чтобы сначала проверили, могут ли новые виллы на Долгоруковской быть подключенными к старой канализации. Она не допускала беспредела на территории нашего района. Но в итоге задержана Кетеван Гурамовна, а не люди, допускающие нарушения при строительстве.

* * *

Материал вышел в издании Собеседник №24-2021 под заголовком «Лавровый венец».

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика