Церкви отпустили грехи: как Москва помогает РПЦ легализовывать самострои

Пока в одном месте столицы беспощадно сносят ларьки и дома, в другом спокойно возводят церковные лавки и храмы

Фото: Патриарх Кирилл // фото: Global Look Press; в статье: соцсети

Московские власти успешно помогают РПЦ в легализации самостроев.

Пока в одном месте сносят ларьки и дома, в другом спокойно возводят церковные лавки и храмы.

Дорога к храму

Рабочий полдень. У храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе паркуется машина с номерными знаками Армении. Внутри храма тихо и прохладно, пахнет ладаном и свечами. Женщина в возрасте крестится, покупает свечи. У окна – прейскурант на услуги. Отпевание – 3 тыс. руб., крещение – 2,5 тыс. Тут же принимают пожертвования на нужды храма.

В здании напротив – звонница и приходская библиотека. На двери висит лист бумаги с надписью «Христос Воскресе!» Правда, библиотека работает всего один день – в воскресенье, с 12 до 17 часов. Хотя уже несколько лет ее существование находится под вопросом. Здание, где она расположена, признали самостроем.

Звонницу-самострой никто не собирается сносить

В 2017-м правительство Москвы подало иск к религиозной организации «Православный Приход Храма Знамения Иконы Божией Матери в Переяславской слободе». В 1994-м она получила в пользование участок площадью 9 тыс. кв. м во 2-м Крестовском переулке столицы. Как следует из данных Росреестра, только кадастровая его стоимость составляет 395 млн руб.

В иске столичных властей содержалось требование признать здание библиотеки (в документах оно названо также храмом) площадью 388,2 кв. м самовольной постройкой и передать его в собственность города. Иск был удовлетворен. С тех пор прошло уже три года. Но спорное здание до сих пор стоит на месте.

– Эта работа требует последовательности и решительности, – в 2016-м говорил мэр Сергей Собянин, когда столичные власти развернули масштабную войну с коммерческим самостроем.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, самовольно построенное здание можно либо снести, либо получить на него право собственности. Но с религиозными самостроями единственный вариант – второй.

– Столичные власти это делают не для интересов города, а для интересов церкви. После признания самостроя нужно смотреть дальше – что происходит. Если иск удовлетворяется, а здание остается на месте, то по сути город узаконивает этот самострой. Выходит, они дважды прикрывают церковь. Киоски сносим, церкви признаем – такова логика чиновников, – объясняет происходящее в Москве юрист Алмаз Кучембаев.

Неудивительно, что в самом храме за судьбу библиотеки не переживают.

– Не беспокойтесь, никто ничего сносить не собирается, – заверили меня там.

Внутри храма тихо и немноголюдно

Бог дал

По подсчетам «Собеседника», за последние пять лет арбитражные суды удовлетворили несколько десятков исков столичных властей о признании самовольно возведенных строений незаконными. Список самостроев разнообразен: от нежилых зданий и храмов до туалетов и церковных лавок. Судя по тому, что я увидел, пройдясь по адресам этих самостроев, ни один из этих самостроев не снесен.

Параллельно в судах религиозные организации сами требуют от властей признать их право на самовольные постройки. Так, к примеру, недавно произошло с домом причта при московском храме Флора и Лавра на Зацепе, принадлежащем теперь РПЦ.

Участок на Дубининской улице столицы находится у православной организации в пользовании. Несколько лет назад там был построен дом причта для богослужений и работы приходских служб. Но разрешительных документов на строительство церковники не получили, что вызвало вопросы у московских чиновников. По делу была проведена экспертиза, установившая, что построенное здание не создает угрозу жизни и здоровью граждан. И суд закрепил право собственности на него за РПЦ. Притом что участок, где он расположен, находится у церкви в пользовании.

Казалось бы, судебные иски диаметрально противоположные. А решения по сути одинаковые. Практика показывает: через некоторое время после признания судом самостроя город передает его религиозной организации. Теперь уже на совершенно законных основаниях. «Собеседник» обратился за комментарием в департамент имущества Москвы, ответа мы пока не получили.

200 храмов за 10 лет

В феврале 2009-го, через несколько дней после интронизации, Патриарх Кирилл встретился с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым. Одной из тем стало строительство церквей в столице.

– Церкви по возможности будут строиться во всех районах Москвы, – пообещал Лужков новому Патриарху.

Уже в 2010-м Госдума приняла закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности». В соответствии с документом церковь может получить не только недвижимое имущество, необходимое для проведения религиозных обрядов и церемоний, но и здания для временного проживания паломников и религиозного образования. Исключение составляют объекты, входящие в музейный, архивный и библиотечный фонды РФ. Под закон попали более 11 тыс. объектов культурного наследия по всей России.

Земли религиозным организациям начали передавать еще в 1990-е. Одним из первых документов на этот счет было распоряжение президента Бориса Ельцина от 23 апреля 1993 г. №281-рп. Тот же православный приход храма Знамения иконы Божией Матери в Переяславской слободе землю получил еще в 1994-м.

По закону церковь может получить земельный участок двумя способами – в собственность или по договору безвозмездного пользования. Но в большинстве случаев РПЦ выбирает второй вариант, подсчитал «Собеседник» на основании решений арбитражных судов Москвы.

Видимо, потому, что в этом случае церковь может рассчитывать на госсубсидии для ремонтных и реставрационных работ своих зданий. Соответствующий документ еще в 2012-м подписал мэр Москвы Сергей Собянин. Для этого организация должна подать заявку, которую рассмотрит специальная комиссия. Если же имущество находится в собственности церкви, бремя его содержания ложится на саму РПЦ.

В 2010-м Русская православная церковь приняла программу строительства «200 храмов», которая предполагает возведение и реконструкцию православных церквей во всех административных округах Москвы (кроме Центрального). На данный момент программа преодолела изначально заявленные рамки и предполагает уже свыше 280 проектов.

– Это отличный результат на будущее, мы уже взяли первую поставленную планку, преодолев заявленную десять лет назад цифру в 200 храмов, – отмечал в декабре куратор проекта, депутат Госдумы Владимир Ресин.

В 2015-м портал открытых данных правительства Москвы опубликовал сведения об общем количестве церквей и часовен в столице. Список включал 570 как строящихся, так и действующих культовых объектов.

Деньги

Закрытая экономика

Экономика Русской православной церкви остается тайной за семью печатями. Юридически РПЦ зарегистрирована как религиозная организация (подвид НКО). Церковь не платит земельный налог, ее доходы за проведение религиозных обрядов и церемоний также не подлежат налогообложению. Каждый приход регистрируется как отдельное юрлицо, его учредителем является Русская православная церковь. Посмотреть финансовые показатели РПЦ невозможно – данных нет ни в одной доступной системе.

Впрочем, по данным Федеральной налоговой службы, в 2014-м не облагаемые налогом на прибыль доходы церкви составляли 5,6 млрд руб. – такие цифры приводили «Известия».

О состоянии финансовых дел в церкви можно судить только по косвенным признакам. Например, по имуществу настоятелей приходов.

Так, у Федора Рожика, настоятеля храма Знамения, «Собеседник» нашел иномарки Subaru и Honda (примерная стоимость 5 млн руб.).

Алексей Дворяк, председатель прихода храма Святой Троицы у Перовского кладбища, оказался владельцем большого числа иномарок (от Nissan X-Trail до Volvo XC90).

А у владыки Пантелеимона (Шатова), настоятеля православного прихода больничного храма Благоверного царевича Димитрия, обнаружилась квартира у Садового кольца примерно за 30 млн руб.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №18-2021 под заголовком «Церкви отпустили грехи».

Теги: #РПЦ, #Патриарх

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика