"Господин Нет" примеривается к трону?
Sobesednik.ru разбирается, с какой целью Алексей Кудрин вернулся в политику и сколько еще ему будут прощать непрошеные советы
Председателю Счетной палаты Алексею Кудрину по должности полагается делать публичные заявления, чем он активно пользуется. На днях он выступил с отчетом в Госдуме. С трибуны Кудрин позволил себе усомниться в эффективности работы правительства и правильности выбранного курса. С какой целью Алексей Леонидович вернулся в политику? И сколько еще ему будут прощать непрошеные советы вне его компетенции?
Стимулировал... экономику США
Во время своего первого захода во власть Кудрин продвигал либеральную реформу экономики, был продолжателем дела Гайдара. И, судя по предпринимаемым действиям, стимулировал скорее экономику США, чем родной страны. Вместо того чтобы вложить имеющиеся золотовалютные резервы в развитие отечественного производства и добычи сырья, Алексей Леонидович предложил максимально увеличить инвестиции в американские гособлигации.
Прославился Кудрин своей рачительностью, больше напоминавшей скаредность. Минимальные вложения в российскую экономику при нем насмерть душили попытки ее развития. А ведь это были годы, когда нефть приносила стране большие доходы. Вместо вливаний в реальный сектор все средства либо отдавались в счет погашения внешнего долга, либо тупо складывались в «кудринскую кубышку» – Стабфонд, в котором львиную долю составляли опять же американские ценные бумаги. Кудрин всегда умел не столько зарабатывать, сколько копить и считать. Многие финансисты уверены, что его не стали бы держать даже во главе банка, потому как сохранение средств является только одной из задач банков. Не менее важными задачами являются их приумножение и развитие банка. А этого Кудрин делать никогда не умел. Когда дело доходило до помощи каким-то отраслям промышленности, то просьбы натыкались на его искреннее непонимание. На этом направлении Алексей Леонидович получил прозвище «господин Нет». Говорящее прозвище.
Критикуя всё и вся
«Усидчивость» Кудрина потрясала и друзей, и завистников. На посту министра финансов он умудрился пересидеть премьеров Касьянова, Фрадкова и Зубкова. Путина, правда, пересидеть не удалось. В 2011-м Медведев, бывший тогда президентом, раздраженный постоянной критикой со стороны Кудрина, потребовал его отставки.
Уйдя из Минфина, Кудрин занялся тем, что всегда любил. Начал критиковать. Финансовая политика государства, по его мнению, проводилась совершенно неправильно. То ли дело при нем. Хотя по большому счету ничего особо не поменялось. Забавно и то, что критиковал Кудрин ошибки тех, кого сам же и воспитал. Минфин, например, возглавил его бывший заместитель Силуанов.
Кудрин никогда не скрывал, что поддерживает либерально настроенную публику. Его даже можно было увидеть вместе с митингующими на проспекте Сахарова. Правда, в радикальные оппозиционеры он не лез, оставляя себе пути для возвращения. Действовал по принципу: и нашим, и вашим.
И возвращение случилось. Под грохот фанфар и на страх бывшим соратникам и коллегам Кудрин приступил к руководству Счетной палатой. Считать деньги – его любимое занятие. Но вместо того, чтобы сосредоточенно отыскивать нерациональное или нецелевое использование бюджетных средств, Алексей Леонидович принялся делать заявления, явно выходящие за рамки его компетенции и очень уж напоминающие предвыборные заявления политика очень крупного калибра. Как минимум премьер-министра. В частности, дело ли «счетовода» озвучивать заявления по поводу того, как можно побороть бедность в стране? Только что в Госдуме он выступал с критикой «мусорной реформы». Причем говорил не о разбазаривании средств, а о неправильном подходе к переработке мусора и проблеме полигонов. Замечательная тема для государственного аудитора.
Алексей Леонидович так щедро раздает рекомендации правительству, что создается впечатление, что он по-прежнему «сидит на деньгах», а не просто считает чужие средства, что ему полагается по должности. Он побуждает своих подчиненных писать законопроекты, хотя такого вида деятельности нет в уставе палаты. И постоянно критикует деятельность своего бывшего заместителя Силуанова.
Методы гадалки
Формально будучи госслужащим, фактически Алексей Леонидович выступает критиком государственной политики, которую проводит в жизнь правительство. То есть налицо ситуация, когда левая рука критикует правую. Причем публично. За гораздо меньшее президент Медведев «ушел» его в 2011-м.
Метод критики Кудрин выбрал безошибочный: пугай сильнее, разжигай панику. Если прогноз оправдается – станешь провидцем. Не оправдается – никто и не вспомнит. Таким методом пользуются гадалки. Никто не придет предъявлять тебе неправильное гадание, если все окажется лучше, чем ты предсказывал. И желательно прогноз не должен быть краткосрочным – слишком легко проверить. Года два – нормально. Сейчас ты в телевизоре, а там все давно забудут, что ты говорил.
Единственное неожиданное в его последних интервью и выступлениях то, что Кудрин стал ратовать за рост государственных расходов. Он настаивает, что нужно взять еще денег из Фонда национального благосостояния или занять на стороне. Весьма оригинально, учитывая, как трепетно Кудрин относился к таким вещам, будучи главой Минфина. Впрочем, оно и понятно. Заставлять других делать то, что сам делать когда-то отказывался наотрез. Ведь если они этого делать не будут – ты молодец, а они плохие, не слушают тебя. А если выполнят и все станет только хуже – отвечать-то не тебе. Беспро-игрышная позиция.
Зачем он вернулся?
С чего вдруг господин Кудрин так громко стал заявлять о себе на всю страну? Возникает ощущение, что ему не дают покоя лавры главного оппозиционера страны. Алексей Леонидович прекрасно понимает, на какие точки надо давить, и пользуется этим. Похоже, Кудрин спит и видит, чтобы руководство страной попало в его руки. Вот только нужно ли это России? Ведь времена, когда он не считал чужие деньги, а распоряжался бюджетом страны, имели одну четкую примету – безудержно пухнущие от денег банки и умирающая от денежного голода реальная экономика.