Щупальца кировского "спрута" отсекают по частям
Всего за год по обвинениям в коррупции арестованы ключевые управленцы региона. Кто станет следующим?
Всего за год по обвинениям в коррупции арестованы ключевые управленцы региона. Кто станет следующим?
2020 год стал моментом правоохранительной истины для очередного главы Кировской области – Игоря Васильева. Несмотря на «питерское» происхождение (что контрастировало с прежним губернатором-либералом Никитой Белых), команда Игоря Владимировича умудрилась так привлечь внимание силовиков, что всего за год лишилась вице-губернатора, двух министров, председателя Законодательного собрания и мэра областного центра.
Сейчас кольцо расследований сжимается вокруг главы областного правительства Александра Чурина, которому могут припомнить 17 уголовных дел (странно закрытых, когда чиновник ещё занимался бизнесом), плюс совсем свежие кейсы – по переделу мусорного рынка и скандальным закупкам АО «Вятавтодор».
А там недалеко и до губернатора, которого всё чаще сравнивают с Владимиром Торлоповым и Вячеславом Гайзером – осужденными главами Республики Коми, которую Васильев шесть лет представлял в Совете Федерации. С той лишь разницей, что им вменили создание организованной преступной группы сразу всем «оптом», а первым лицам Кировской области надевают наручники «в розницу».
Взяточников из Росреестра настигли в вятских лесах
Первый тревожный звонок прозвучал, когда Игорь Васильев, назначенный врио губернатора летом 2016 года после ареста Никиты Белых, ещё не победил на выборах главы региона. В мае 2017 года оперативники ФСБ задержали директора «Кировской региональной ипотечной корпорации» Виталия Шмакова, назначенного командой Васильева. Он вымогал взятку 5 млн рублей за возврат долга подрядчику и был осужден на 8,5 лет колонии строго режима. В итоге вице-губернатор Ольга Куземская, курировавшая ипотечную корпорацию, спешно покинула регион, не проработав и года, а сама госкомпания была впоследствии обнакрочена.
После этого силовики, на первый взгляд, отстали от «нового призыва» вятских управленцев, однако на самом деле взяли двухлетнюю паузу, чтобы собрать на них действительно убойный материал.
«Ковровые бомбардировки» начались в ноябре 2019 года, когда был задержан Владимир Быков – ранее мэр Кирова и председатель Законодательного собрания региона. Его уголовное дело достигло 70 томов, обвинение предъявлено по четырём тяжким статьям, в том числе получение взятки в особо крупном размере. Здесь и незаконная продажа городской земли за копейки (ущерб более 160 млн рублей), хищение 34 млн из городского бюджета на системе «Электронный проездной», воровство 22 млн на некачественном топливе для городских автобусов, взятка почти 8 млн за преференции коммерсантам.
В апреле 2020 года оперативники ФСБ задержали вице-губернатора Андрея Плитко – многолетнюю «правую руку» Васильева, с которым он прежде работал в Счётной палате и Росрестре. Чиновник был пойман с поличным при получении взятки. Вместе с Плитко был задержан министр лесного хозяйства Андрей Шургин, который признал вину в полном объёме. На текущий момент следствие выявило более 20 эпизодов их преступной деятельности и считает: в регионе действовала организованная преступная группа.
В июле задержали и «левую руку» Васильева из Росреестра – министра информационных технологий и связи Кировской области Юрия Палюха. Его обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями и растрате в особо крупном размере. Министр дал незаконное указание принять и оплатить камеры фотовидеофиксации нарушений ПДД, не соответствующие требованиям госконтрактов. Ущерб оценивается в 78 млн рублей.
В октябре на закупке аналогичных камер попался бывший глава администрации Кирова Илья Шульгин, которого также привёз в регион новый губернатор. Ущерб оказался поменьше – 20 млн, однако следствие неоднократно давало понять: это далеко не единственные нарушения бывшего градоначальника и эпизоды его преступной деятельности еще будут выявлены и доказаны.
Неужели команда Игоря Васильева, переместившись из Росреестра в Кировскую область, уже на новом месте пропиталась духом его предшественника, осужденного за получение взятки экс-губернатора Никиты Белых? Конечно, версия хороша, однако она легко опровергается цитатой председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко от 8 июля 2015 года (когда Васильев вовсю возглавлял федеральную службу): «Коррупция в Росреестре цветет пышным цветом! За регистрацию каждой квартиры при купле-продаже вымогают деньги. В разных регионах это от $50 до $150, за каждую регистрацию каждой квартиры. Во-первых, это противозаконная деятельность, второе – на бизнес налагаются огромные дополнительные расходы. Не заплатишь – замотают, будут регистрировать полгода или год».
Как говорят, аресты ближнего окружения стали для Васильева обескураживающим ударом. Он всё чаще уединяется в резиденции «Чёрное озеро», на модернизацию которой планирует направить 100 млн бюджетных рублей. А регионом фактически управляет председатель правительства Чурин – представитель местной бизнес-диаспоры, которого губернатор полюбил чуть ли не как сына.
Особо тяжкую преемственность сохранит Чурин
Бывший работник налоговых органов Александр Чурин возглавил кабинет министров Кировской области, когда спустя три года губернаторства Игорь Васильев окончательно разочаровался в собственной «команде варягов» и начал расширять дорогу управленцам «из аборигенов».
Комбинаторские таланты молодого чиновника поразили Васильева не меньше, чем ранее впечатлили силовиков. Одно из 17-ти уголовных дел (возбуждённых в отношении Чурина, а затем закрытых) показательно описывает схему, по которой тот взял под частный контроль госпредприятие, исспользуя его же оборотные активы: «Денежные средства, перечисленные ОАО «Завод «Пластмасс» на расчетный счет ООО «СеверПромИидустрия» за продукцию, отгруженную ОАО «Завод Сельмаш», были использованы для приобретения акций ОАО «Завод Сельмаш».
Вторую крупную компанию – «Кировский машзавод 1 мая» группа Чурина увела буквально из-под носа у профильного инвестора, уже выкупившего часть задолженности. Как предполагают местные СМИ, менеджмент второго кредитора был просто перекуплен, открыв все возможности для передела собственности через банкротство.
Став первым лицом регионального правительства, Александр продолжил экспансию в самые выгодные сегменты экономики. Областное госпредприятие «Вятавтодор» он решил преобразовать в акционерное общество, а директором туда назначил бывшего главу компании «Сельмаш» Сергея Сморкалова. Самые выгодные контракты по дорожным работам достаются «Вятавтодору» (выручка в 2019 году – 4 млрд рублей), а конкуренты изгоняются с рынка либо вообще захватываются.
Так, победителем торгов на 680 млн рублей неожиданно оказалось ООО «АБЗ-Оричи». Госконтракт был заключён лишь после вмешательства ФАС, однако затем на предпринимателей обрушилась вся мошь кировской чиновничьей машины. Было выставлено свыше 40 претензий, исполнителям заплатили всего 60 млн, отчего возникли проблемы с выплатой зарплаты, а налоговая служба оперативно подала на банкротство. В результате активы «АБЗ-Оричи» выкупила компания «Энерготранс-С», одним из учредителей которой числится АО «Сельмаш», а прежним руководителем – новый директор «Вятавтодора» Сморкалов.
Мусорный рынок тоже подвергся переделу со стороны организованной группы Чурина. Чиновник внезапно дал указание приостановить работу нового полигона в Осинцах, исключив его из территориальной схемы обращения с отходами. Якобы скопление птиц, привлечённых мусором, могло угрожать безопасности полетов близлежащего аэропорта ДОСААФ, с которого не чаще трёх раз в неделю взлетает АН-2. Хотя аэропорт был готов перенести свою грунтовую полосу, полигон объявили вне закона, а отходы перенаправили на старые переполненные свалки в сотнях километров от Кирова. Поэтому ожидаются рост тарифов для населения и банкротства транспортировщиков мусора.
Одновременно АО «Вятавтодор», ранее занимавшееся только ремонтом и содержанием дорог, решает приобрести в лизинг 30 мусоровозов «Mersedes» за 576 млн рублей у единственного поставщика – ООО «Даймлер КАМАЗ Рус». Договор заключается с ООО «Балтийский лизинг», причём прокуратура Кировской области отмечает, что возможность работы с другими лизинговым компаниями даже не рассматривалась. А эксперты и СМИ, изучившие рынок, заявили: «Каждая машина с учётом всех процентов обойдётся «Вятавтодору» в 19,2 млн, однако их реальная рыночная стоимость составляет не более 15 млн». Возможно, разница в цене была направлена на дальнейшую комфортную жизнь Чурина и Васильева.
Вдоволь потренировавшись на оборонной, дорожной и мусорной отраслях, Александр Чурин несомненно продолжит брать под контроль и прочие сегменты многострадальной кировской экономики (вероятно, наивно полагая, что эксперты ФСБ не успеют угнаться за комбинаторской стремительностью). Однако для смягчения незавидных прогнозов чиновнику стоило бы поскорее покаяться, вернуть в бюджет государства хотя бы часть нанесённого ущерба и, немного посидев «на дорожку», отбыть в так любимые им страны Европейского союза. Это будет честнее и по отношению к Игорю Васильеву, который вряд ли слишком жаждет руководить Кировской областью второй срок, стремясь поскорее присоединиться к спокойному управлению ресторанным бизнесом своей супруги и дочери в Сочи.