А омбудсмен-то… засланный! Или что скрывается за любовью Бориса Титова к Англии

В одном из своих недавних интервью бизнес-омбудсмен Борис Титов снова заявил о слабости национальной экономики

Фото: Global Look Press

В одном из своих недавних интервью бизнес-омбудсмен Борис Титов снова заявил о слабости национальной экономики, посетовав на то, что России приходится импортировать газетную бумагу при высокой доле экспорта лесоматериалов и даже гвозди завозить из-за границы. Хайп на теме сырьевой направленности российской экономики может и выглядит органичным для истинного защитника прав предпринимателей, но только не для Бориса Титова, который стоял у истоков и непосредственно участвовал в приватизации ведущих предприятий сырьевого комплекса. Еще не забыта история с торговлей российскими минеральными удобрениями и выводом маржи в подконтрольные офшоры, которая чуть не привела Титова на скамью подсудимых. Впрочем, всех неприятностей с законом бизнесмен благополучно избежал, и вообще, лихие 90-е переждал в более безопасном Лондоне, где у него давно был налажен бизнес. В начале 2000-х Титов вернулся в Россию, но с совершенно иными целями.

Ориентация - West 

Будущий омбудсмен основал бизнес в Великобритании в далеком 1991 году, выкупив у англичан компанию Solvalub. Пока страна пыталась справиться с кризисом перестроечных лет, Титов через свою фирму вывозил на Запад российские ресурсы, выводя выручку на офшорные счета. Со временем в Англии прочно обосновалась и вся его семья. Здесь же родилась дочь Мария. По сути, Борис Титов жил и платил налоги за рубежом, продолжая зарабатывать деньги на российских предприятиях. И такая жизнь, как сам он признавался, его устраивала.

На рубеже веков Титов неожиданно вернулся на родину, но его дети продолжали жить и ассимилироваться в Великобритании. Дочь окончила Imperial College London. Старший сын Павел учился в Cass Business School и City University London. Затем работал финансовым аналитиком и генеральным директором английских компаний. Но в 2012 году он также переезжает в Россию - чтобы взять в управление бизнес-империю отца, когда тот перешел на госслужбу, заняв должность уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Титов-старший переуступил все акции холдинга Solvalub своей вновь зарегистрированной в России компании и передал их в доверительное управление сыну. С тех пор британский подданный Павел Титов руководит российским ПАО «Абрау-Дюрсо». 

Как говорят эксперты, Борис Титов только формально соблюдает закон о запрете владения иностранными активами. К примеру, его семье принадлежит шампанский дом Chateau d’Avize во Франции. Так что, по сути, в структуре его собственности и управлении бизнесом ничего не изменилось, что характеризует правозащитника с точки зрения соблюдения права не с лучшей стороны. Наличие же иностранного гражданства у детей Бориса Титова, по мнению руководителя Центра экономических и политических реформ Николая Миронова, прямо «говорит о том, что человек не полностью ориентирован на Россию, не погружен в ее проблематику, а видит будущее своей семьи в другом государстве». Это подтверждает и тот факт, что Титов не стал спешить расставаться с иностранной недвижимостью. Если большая квартира в Великобритании, по крайней мере, в последней декларации омбудсмена больше не числится, то вилла с земельным участком в Испании, которой он владеет совместно с женой, фигурировала даже в документах кандидата в президенты-2018, когда Титов баллотировался на пост главы государства. 

Лондонские уик-энды под прикрытием

Тогда, в период предвыборной гонки, Борис Титов неожиданно для многих уехал в Лондон, что удивило даже его соратников: вместо того, чтобы ездить по российской глубинке с агитациями, он отправился за границу. Титов выбрал весьма странный предлог – встретиться с бизнесменами и чиновниками, обвиняемыми в России по самым серьезным статьям – в мошенничестве в особо крупных размерах, хищении государственного имущества на миллиарды рублей и др., и уговорить их вернуться. Некоторые, правда, расценили это как пиар-ход, который должен был подтянуть к нему бизнес-электорат. Но сами же беглецы, которых Титов упрашивал войти в свой «лондонский список», назвали инициативу кандидата в президенты «фарсом» и «игрой на публику». 

Борису Титову убедить в своей пользе в качестве бизнес-омбудсмена удалось немногих. Сегодня, спустя два года после начала кампании по возвращению беглых бизнесменов, бесполезность такого посредничества очевидна: некоторые фигуранты из его списка, которые вернулись, были впоследствии арестованы. 

За громкой pr-кампанией по возвращению беглых миллионеров осталось незамеченным, что в ту поездку в Лондон Борис Титов встречался не только с соотечественниками. Еще он проводил «закрытые консультации» с британскими экспертами в Оксфорде. Формально мероприятие было посвящено теме урегулирования отношений России с Западом. Только одно «но». Эту встречу организовал член Палаты лордов Раймонд Асквит, который давно знаком с Титовым. 

Раймонд Асквит – довольно влиятельная фигура в европейских политических кругах. Он бывший глава резидентуры МИ-6 в Москве, работавший под дипломатическим прикрытием. В 1985 году Асквит лично контролировал операцию по организации бегства из СССР полковника Первого главного управления КГБ Олега Гордиевского, шпионившего в пользу британской разведки и приговоренного заочно за госизмену к расстрелу. Асквита также считают бизнес-партнером украинского олигарха Дмитрия Фирташа. В свою очередь вместе они являются инициаторами создания Британско-украинского общества в 2007 году. Официально общество было создано для налаживания культурных связей между странами, но чем на самом деле занимается данная структура, знают только в МИ-6. Вся эта информация присутствует только в социальных сетях и британском варианте Википедии (русскоязычную версию, видимо, кто-то влиятельный благоразумно подчистил).

Что заставило кандидата в президенты России Бориса Титова в разгар выборной кампании встречаться с бывшим сотрудником английской разведки в Лондоне? Может быть, омбудсмен спешил к Асквиту, чтобы договориться о создании британско-российского общества, подобного открытому на Украине? Судя по отсутствию в СМИ и открытых источниках информации о результатах «закрытых консультаций», вряд ли на этой встрече обсуждались протокольные вопросы культурных отношений между странами. 

Заграница им поможет?

Через два года станет известно о том, что спонсорами общественной деятельности Титова в частном порядке выступают представители ряда европейских стран, в том числе Великобритании, перечислившие большую часть денег. Судя по документам, в 2019 году аппарат уполномоченного получил 2 млн евро в рамках проекта «Защита прав предпринимателей в Российской Федерации от коррупционных практик» ПРЕКОП-II. Это был уже второй этап сотрудничества Титова и Совета Европы. Финансирование ПРЕКОП-I осуществляли непосредственно СЕ и Евросоюз. СМИ смутил сам факт получения средств от прямых геополитических оппонентов России аппаратом уполномоченного при главе государства. Кроме того, контроль проекта и расходование средств формально осуществляла Генеральная дирекция по правам человека и верховенству права Совета Европы, которая, к слову, также держала на контроле ситуацию с отказом России выполнять решение ЕСПЧ о компенсации бывшим топам ЮКОСа почти 2 млрд евро. 

У этого проекта был еще и третий этап, намеченный на 2020 год – ПРЕКОП-III. Но о нем широкой общественности ничего не известно, как и об истинных целях западного финансирования, прикрытием которого была борьба с коррупцией в России. Ведь большого смысла от совместной с Советом Европы и Евросоюзом работы по ПРЕКОПу не наблюдалось, а отчеты выглядели как под копирку: провели семинар, участвовали представители СЕ, Борис Титов, обсудили коррупционные практики, пришли к выводу, что малый и средний бизнес испытывает давление со стороны проверяющих органов. 

Вся деятельность Бориса Титова как бизнес-омбудсмена по большому счету остается безрезультатной. Предпринимательское сообщество, особенно в регионах, давно задается вопросом, нужен ли вообще стране подобный институт. А отзывы о работе аппарата уполномоченного в социальных сетях чаще всего такие: «Приехали. Поцеловали закрытые двери, вывески никакой нет, только ресторан открыт и приветливо мигает огоньками. О приемной Титова никто не слышал. Она вообще есть?». Или: «Два раза обращался за помощью, но данная организация умеет писать только письма - отписки, помогать предпринимателям они не будут никогда, не понято, зачем данная организация только существует? Только для отчетов, что есть такая организация, и ведь работники получают зарплату, только за что?»

Зато на информационном поле активность Титова буквально зашкаливает. Омбудсмен нагнетает и сеет панику системно, постоянно предрекая России экономический крах и подогревая апокалиптические настроения. При этом с его стороны было бы опрометчиво считать, что эту его деятельность никто не заметит, как и то, что забудут прошлые «заслуги» бизнес-омбудсмена перед российской экономикой. Возможно, в британской столице Титова ждет поддержка на уровне Палаты лордов, но вероятней всего он повторит судьбу некогда довольно влиятельного функционера – Андрея Илларионова, бывшего в начале 2000-х советником президента по экономическим вопросам и представителем главы государства в G8. Илларионов также увлекся странной риторикой, в том числе по «делу ЮКОСа». После скандальной отставки с поста в президентской администрации Илларионов уехал в США, где стал скромным научным сотрудником вашингтонского института Катона. Кстати, перед тем, как впервые переступить порог российского правительства в далеком 1992 году, Илларионов получил дополнительное экономическое образование в английском Бирмингемском университете по гранту Британского совета…

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика