Бутынь как зеркало России: родной поселок Навального погряз в нищете и коррупции
Накануне дня рождения Алексея Навального Sobesednik.ru побывал на родине главы ФБК и узнал, как живут нянчившие его люди.
Накануне дня рождения Алексея Навального Sobesednik.ru побывал на родине главы ФБК и узнал, как живут люди, которые нянчили его еще ребенком.
4 июня Алексею Навальному исполняется 44 года. Красивая цифра, в отличие от той картины, которую видишь в подмосковном поселке Бутынь, подарившем стране главного борца с коррупцией.
Родине главы ФБК за эти годы, увы, не удалось победить ни бедность, ни коррупцию. Жить стало только хуже. Местные не ходят на выборы и уже не ждут помощи ниоткуда – ни от администрации, ни от своего знаменитого земляка-оппозиционера.
Родиной политика стал военный городок №34 на Минском шоссе (статус поселка Бутынь получила позже). Общественный транспорт сюда не ходит, добраться напрямую можно только на такси.
Уличное освещение провели лишь два месяца назад
В Одинцовском районе Подмосковья – одном из самых дорогих и охраняемых в стране, квадрокоптер Фонда борьбы с коррупцией пролетал неоднократно. Кроме президентской резиденции в Ново-Огарёво, здесь есть элитный поселок Заречье недалеко от Сколково. И, например, армейский парк «Патриот», где строится самый большой православный храм России.
В семи километрах от «Патриота» – ещё одно интересное местечко, где есть мини-кинотеатр, чайный домик, бани, бильярдный клуб… Вернее, не есть, а были. Все эти постройки развалились, сгнили или сгорели ещё в 1990-х. Это и есть Бутынь, которая была построена для военных зенитно-ракетного полка войск ПВО. Часть давно расформировали, и территория крепко застряла на этапе передачи от Министерства обороны к администрации поселения Голицино. Некоторые из 7 домов (переделанных под многоквартирные из бывших общежитий) передали, а землю под ними – нет.
Чтобы что-то здесь починить или наладить, местные привыкли упрашивать управляющие компании годами. Магазин в Бутыни отсутствует. В 2017-м сюда перестал ходить транспорт. Жители обратились за помощью к телеканалам (больше-то, мол, не к кому) – тщетно.
А пару месяцев назад в жизни бутынцев случилась большая радость: в 2020 году, спустя 140 лет после изобретения Эдисоном электрической лампочки, сюда наконец провели уличное освещение. Праздник получился со слезами на глазах: царящая тут разруха теперь видна не только днем, но и ночью.
– Печально, конечно, на все это смотреть. В 1970-х годах здесь кипела жизнь. Поселок был у армии на обеспечении, солдаты все строили, убирали моментально, – рассказывает бывший военный Иван Николаевич.
С 1971 года он служил в местной части под началом старшего лейтенанта Навального. Потом – капитана Навального. Потом – майора. После увольнения из вооруженных сил Анатолий Навальный о сослуживце не забыл, позвал на работу на предприятие – на «Кобяковскую фабрику по лозоплетению», назначив начальником по хозяйственной части.
– До сих пор общаемся, перезваниваемся, – говорит Иван Николаевич. – Спрашивает летом, есть ли грибы. Или если надо свинца для рыбалки привезти. Из его сыновей я лучше Олега знаю, младшего, который работал на фабрике. Но и Лешку тоже помню. Хорошие дети, очень интеллигентная семья. Из Бутыни они уехали, когда Алексею было 6 лет — перед школой. Здесь учиться было негде. Потом уже оба получили хорошее образование – юридическое, экономическое. Почему не пошли в военные? Их отец вроде бы и сам не хотел.
«Лёшу смотрим по интернету, телевидение здесь не ловит»
Мы стоим у самого дальнего из домов. Местная жительница Надежда Павловна показывает на жёлтый балкон над центральным подъездом.
– Вот здесь они жили. Я тогда не работала. Помню, как нянчила маленького Лешеньку. Детского сада здесь, конечно, никогда не было. Семьям, где матери работали, за детьми помогали следить соседи. Ну а те, кто по старше, сами находили себе развлечения на улице.
Так продолжается и сейчас. Обвалившееся здание бывшей санчасти – первое при въезде в поселок, исписано аэрозольной краской. Из других «развлечений» – кондовая детская площадка рядом с пустым постаментом. Памятник Ленину, заросший плющом, увезли отсюда «на реконструкцию» еще 2018-м, в год президентских выборов. Уехав, вождь революции, как и Навальный, в Бутынь больше не возвращался.
Отношение к оппозиционеру у его земляков разное.
– Мы Лешу смотрим по интернету. У нас телевидение через антенну не ловит, только через интернет, – говорит бывший подчинённый Навального-старшего. – Я считаю, он очень много правильных вещей говорит. Участки эти чиновников… Ну куда им столько? А тут у женщин пенсия меньше 10 тысяч рублей – стыдно!
Не для себя же он эти вопросы поднимает, а для других, – продолжает Иван Николаевич. – Правильно, что критикует всю эту нашу бесхозяйственность. Нам тут пять лет ничего не делали с канализацией. Мы сами свои деньги платили, пробивали засоры проволокой.
Перед президентскими выборами 2018 года всех обзванивали, звали голосовать. А у нас очередная авария. Мы звоним в администрацию, говорим: «Приезжайте разберитесь, мы тут вообще уже плаваем». Нет, никто не приехал. Ну, и мы на выборы не поехали. В основном нравится то, что Навальный делает, но есть и другое мнение. Мой сын, с которым они в один год родились, работает в органах. Он по-другому думает. Говорит: «Да что Навальный? Он же на Америку работает».
«Патриот» засыпал мусором
Надежды на будущее жители Бутыни связывают не с властью и даже не с Навальным, а с бизнесом. Бутынцы поговаривают, что скоро здесь построят гостиницу для гостей парка «Патриот», который находится всего в нескольких километрах. Вот тогда-то, может, Бутынь и расцветет.
– Но когда это ещё будет, – вздыхает Иван Николаевич.
Пока единственное, что бутынцы получили от «Патриота», – горы строительного мусора. Несколько грузовиков однажды въехали в поселок и сбросили всякую дрянь возле бывшей солдатской чайной. После этого жители поселка перекрыли дорогу туда бетонными плитами.
Теперь дальше, в лес – к бывшему автопарку, ходят только подростки с пивом и сухариками (судя по мусору). И ещё иногда приезжают бывшие сослуживцы.
– Там чуть подальше есть озеро, которое нас не раз спасало в жару, – бывший подчинённый Навального-старшего с удовольствием проводит для нас экскурсию. – Очень приятно было купаться. Я и сейчас летом плаваю там почти каждый день. Когда однополчане приезжают в гости, идём туда, садимся, прямо как в старые времена. Вспоминаем службу. Жаль, конечно, что вокруг все в таком виде.
От коррупции не отдохнёшь и на даче
Если бы Навальный обратил внимание на родной поселок, борцу с коррупцией здесь было бы где разгуляться.
Проблемы из-за передачи земли гражданским властям от оборонки в районе «Патриота» и полигона Алабино происходят постоянно.
В местном дачном товариществе «Бутынь» министерство обороны и дачники схлестнулись не на шутку.
Бывший ракетчик Михаил Щербаков получил участок в дар в соответствии с постановлением районной администрации ещё в 2012 году.
Однако недавно свои права на землю заявило Министерство обороны, сославшись на архивную копию приказа от 1931 года. Согласно ему, участок закреплён «под лагеря, полигоны».
– Обидно. Нам дали дар. Мы этот дар начали обеспечивать. А теперь его желают отнять. Вы тогда не давайте – и нечего будет отбирать, – говорит внучка военного, преподаватель МГИМО Анна Хорева.
В ходе судебного разбирательства, юристу Щербакова удалось доказать, что приказ 1931 года поддельный – в архивах его не нашли. А в ходе другого разбирательства, инициированного уже Минобороны, оказалось, что по тому же указу вместе с военными и многодетными семьями участки в Бутыни получили ещё 200 человек. Причем имена некоторых из них полностью совпадают с именами местных чиновников, членов Общественной палаты и замруководителя Одинцовского района.
– Это вы только сейчас узнали про эту историю, а мы за ней наблюдаем с 2012 года, – рассказала Sobesednik.ru председатель ДНТ «Бутынь» Ольга Беляева. – Никакого ветерана Щербакова у нас тут никогда не видели. Как и других ветеранов, которые сейчас заявляют, что обслуживают эти участки. Это просто мошенническая схема. Посмотрите по их кадастровым номерам, что находится на этих участках: там просто кусок леса. Все это началось при позапрошлом председателе «Бутыни» – Замарахине, который уже умер. При нем к товариществу просто приписали больше 40 гектар чужой земли и сумели реализовать под дачи. Суды из-за этого идут до сих пор.
Как убедился корреспондент Sobesednik.ru по кадастровым номерам, на «участках», которые были выданы, действительно лес. Туда нет дороги. И никаких признаков того, что кто-то собирается строить жилье.
«Наши проблемы от Навального далеки»
Сам Алексей Навальный только один раз упомянул Бутынь в сети. В 2014 году кто-то предложил повесить в поселке памятную доску. Ведь никто более известный здесь все равно не родился.
«БОЖЕ (а на фоточках и правда Бутынь)», – написал глава ФБК в Твиттере.
– Один раз какой-то мальчик приезжал сюда с камерой. Но он был не от Навального. Оказалось, наоборот, – компромат на Лешу искали, – делится наблюдательная няня Алексея Навального – Надежда Павловна. – Сами мы к Навальному, конечно, не обращались. Он отсюда уехал в шестилетнем возрасте. И что, спустя столько лет я позвоню ему и скажу: Леша, привет, приезжай поддержать нашу Бутынь? Смешно. Задержался бы он здесь подольше, может быть, и вспомнил бы тогда про посёлок. А так... думаю, наши проблемы сейчас от него очень далеки.