Такой разный газ – для европейцев и для россиян
Болгария и Румыния снижают закупки российского газа, Польша хочет от него и вовсе отказаться... Обвал нашего рынка?
На днях Болгария заявила, что намерена к концу 2020-го наполовину снизить закупки нашего газа. О том же, как сообщают СМИ, подумывают Венгрия и Румыния... А в конце прошлого года Польша объявила: после 2022-го она не будет продлевать контракт с «Газпромом». Обвал российского рынка газа?
На мой взгляд, нет. Хотя надо честно признать: рынок сокращается. Но говорить о том, что все страны куда-то убегают от российской трубы... Пока происходит психологическая история, не более того. У Польши заканчивается контракт, и она использует лозунг «мы от русских уйдем», чтобы выторговать лучшие цены. Она сократила по году поставки на смешные цифры. А в Болгарию, как и планировалось, сейчас приходит газ из Азербайджана.
Безусловно, есть конкуренция (и это видно по ценам) с поставками сжиженного газа (СПГ) из других стран. Но разберем статистику. Рост поставок СПГ в Европу в 2019-м превысил 50 млрд кубов (т.е. практически в 2 раза). Но разве наши поставки упали на такую же величину?
В 2018-м «Газпром» поставил за рубеж 201 млрд кубов газа. В 2019-м продал 199,3 млрд. Как видите, наше падение оказалось символическим. А доля «Газпрома» на рынке импорта газа в Европу превышает 40%, и она не сокращается.
С другой стороны, идет падение цен. Значит, сокращается выручка. Это неизбежно приведет к пересмотру агрессивной стратегии запуска новых газовых проектов. К слову, 2019-й был очень странным: при очень низких ценах было введено слишком большое количество мощностей. И в этом смысле меня больше волнуют цены, чем объемы.
Но бояться, что из-за этого цены на газ вырастут в России, не стоит. Может быть, «Газпром» и хотел бы таким образом компенсировать упущенную в Европе выгоду, но ему этого никто не позволит. И прежде всего по политическим причинам. Все-таки это предмет жесткого антимонопольного регулирования. Кстати, наш фонд постоянно мониторит внутренние цены на газ, и могу ручаться: за последние 5 лет их рост существенно ниже инфляционного уровня.
Некоторые надеются, что проблемы в Европе станут толчком для более энергичной газификации России. Но ведь тут дело-то не в газификации, а в подключении. И главная беда – нет синхронизации. «Газпром» доводит трубу до границы поселения, а дальше – зона ответственности муниципалитета. Жители должны доводить газ до своих домов за собственный счет, а это очень дорого. Многим не по карману.
На мой взгляд, тут требуется комплексное государственное решение. Надо, чтобы «Газпром» объединил усилия с муниципалитетами. Не исключено, что это также и предмет разбирательства для ФАС – чтобы цены на подключение не носили столь сомнительный монопольный характер...
Константин Симонов, директор Фонда национальной энергетической безопасности
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №04-2020 под заголовком «"Газпром" только подведет».