Салют за Варшаву
Накануне годовщины освобождения Варшавы история минувшей войны стала поводом к громкому скандалу и взаимным упрекам
17 января 1945-го Красная Армия освободила Варшаву от фашистов. В этот день спустя 75 лет в Москве прогремел салют. Как они гремел в дни освобождения других городов, по мере продвижения наших войск к Берлину. Салютовали тогда, повторили это теперь…
Страны Прибалтики (в июле и сентябре) уже возмущались этими нашими салютами. А с Польшей и вовсе история минувшей войны стала поводом к громкому скандалу и взаимным упрекам.
По мне, так не столь уж важно, отметила ли этот день Варшава. Ведь по сути салют в Москве – дань памяти тем 600 тысячам советских солдат, которые погибли на польской земле. Целых 200 тысяч жизней было отдано только за освобождение этого города.
Мой дед с войны не вернулся. А его брат дошел до Берлина. Я не застала его: он, весь израненный, умер задолго до моего рождения. Брат бабушки погиб в боях за Эстонию. Его полк попал в окружение, он умер через два месяца в концлагере (к слову, лагерь находился в Польше).
Два других брата бабушки с фронта вернулись. Вот их я застала. В рассказах о войне оба были крайне скупы, но именно с тех пор у меня сложилось отношение к нашей победе в 1945-м как к чему-то очень большому и светлому.
Но, видимо, 75 лет – это такой срок, когда события уже очень далеки и для большинства они мало чем отличаются от, скажем, перипетий Тридцатилетней войны в Европе в XVII веке. А документы изучать в наш быстрый век желающих мало, поэтому – доверие к тому, чья трактовка ближе к твоему взгляду на мир.
Кстати, о документах. На днях Минобороны рассекретило материалы об освобождении Варшавы. Я их изучила и не поняла: какие же тайны они хранили почти век? И почему теперь говорят: мы не будем молчать о том, как было на самом деле?
Так и было, как мы знали раньше. Красная армия помогала Варшавскому восстанию, хотя оно было не ко времени. Через три месяца город освободили. Помогали, кстати, много – чинили мосты, железные дороги, присылали машины, продукты, лекарства, одежду… А потом Польша стала народной республикой, и этот период теперь называют «оккупацией».
Так, может, не стоит все мешать в одну кучу? Просто помянуть тех, кто освобождал город (ведь среди них были и части польской армии)? А про «режим» – вести уже другой разговор…
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №02-2020.