07.10.2019

Александр Проханов: Путин привез на "Валдай" сенсацию

Писатель Александр Проханов специально для «Собеседника» — о своих впечатлениях от встречи клуба «Валдай» в 2019 году

Фото: Владимир Путин выступает на заседании "Валдайского клуба" в Сочи 3 октября. Фото: Kremlin Pool / Global Look Press

 

Писатель Александр Проханов специально для «Собеседника» — о своих впечатлениях от встречи клуба «Валдай» в 2019 году:

— Только что закончилась очередная встреча в рамках дискуссионного клуба «Валдай». Какие впечатления она у меня оставила? Чем был отмечен этот форум?

«Валдай» собирает людей очень осторожных, тонких, чутких, деликатных. Это политологи с длинным стажем, это профессора университетов, это бывшие дипломаты. Это люди, которые не торопятся высказываться, а если это делают, то их высказывания крайне аккуратны и осторожны. Там нет резких радикальных сентенций и идей. Поэтому все эти дни напоминали осторожное ощупывание проблем. Их трогали осторожно и, как муравьи, несли в свой муравейник — кто веточку, кто личинку...

Не было сенсационных высказываний. Но общий интеграл мнений по разным секциям был таков, что мир все больше запутывается, мир теряет контуры, мир теряет оси координат, у мира исчезают правила. Мир хаотизирован. И в этом хаотическом мире больше нет полюсов, больше нет воззрений, нет этики, нет систем сдержек и противовесов. И это чревато бедой. Потому что правительство все равно вынуждено действовать, но, действуя на неопределенность, оно эту неопределенность еще больше увеличивает. Вот это первый такой печальный вывод. И этот вывод, по существу, касался всех секций.

Ну, к примеру, секция по Ближнему Востоку, где множатся конфликты. Где эти конфликты порождают другие, где та же ситуация неопределенности и огромное количество компонентов (игроков, как говорят политики). У каждого свои интересы, все это складывается во временные союзы, комбинации... Все распадается, возникают провокации... И тоже нет выхода, нет интегральной идеи, силы, которая могла бы весь этот хаос усмирить.

Та же самая ситуация с проблемами переселения беженцев. Этнические бомбы, которые были взорваны в северной Африке — в Ливии, Ираке, Сирии, — они породили гигантские выбросы беженцев и в Европу, и в соседние страны. Как с этим быть, неизвестно.

Их приход в Европу, например, продолжающийся исход из своих стран, меняет всю европейскую цивилизацию, вносит в нее новые элементы, разрушает стабильные представления о ценностях европейских. Это тоже чревато усложнениями — возможны выбросы: радикальные, националистические, фашистские...

То есть куда ни кинь, везде клин. То же можно сказать о технологиях, об искусственном интеллекте, который появляется и который абсолютно запутывает человечество. Интеллект, призванный облегчить человеческое существование, наоборот, приведет к освобождению огромного числа людей, сделает их безработными, он приведет к доминированию одних стран над другими.

И вот вся эта история по существу развивалась на протяжении всех валдайских четырех дней. В завершение состоялся коронный, уже традиционный, можно сказать, театральный путинский ход. Путин каждый раз привозит с собой в качестве гостей самые разные политические фигуры политические. На этот раз он привез просто драгоценные подарки: двух президентов — Казахстана и Азербайджана, короля Иордании и премьера Филиппин. Самый интересный здесь был, конечно, президент Филиппин, который был человеком из джунглей, рассказывал о той жути, которая творится в его стране, о терактах, о наркотиках, и рефреном было — «надо убивать, надо убивать, надо убивать»... Зал немножко как бы присмирел под этим «надо убивать».

Президент Филиппин Родриго Дутерте и Владимир Путин. Фото: Kremlin Pool / Global Look Press

Ну, и потом речь Владимира Владимировича. Мне показалось, что Путин был несколько утомленным, он не блистал иронией, остроумием, его речь была лишена критики запада, он воздержался от этого. Но в его речи, достаточно разумной, вдруг прозвучала колоссальная вспышка — возникла бомба. Он сказал, что Россия помогает Китаю создать систему дальнего обнаружения ракетного нападения.

Эта система очень сложна, она требует новых технологий, огромных знаний. И то, что Россия обладает этими знаниями, это показатель ее высокой технологичности. А то, что она в период китайско-американских осложнений, торговой войны, которая как знать в какую войну может перерасти, берет совершенно очевидно сторону Китая, говорит о том, что, быть может, приближается военно-политический союз Китая с Россией.

Это не факт, но, по крайней мере, создание этой ключевой системы свинчивает оборонные комплексы Китая и России. Причем данная система — это огромные радары, которые выставляются по периметру границы Китая, и, получая сигналы из космоса об обстановке в мире и над океаном, они их передают в систему перехвата. И я не сомневаюсь, что вслед за этой крупной военной программой последуют поставки Китаю российских зенитных или антиракетных систем. И речь уже идет не только об С-400 и об С-500, а, быть может, каких-то более современных разработках, которые ведет Россия. Вот это прозвучало сенсационно.

Хотя в путинской манере это было сделано как бы между прочим, впроброс, и сам он сначала не понял, с чем он столкнулся. Думаю, что комментаторы будут дожевывать эту сенсацию каждый на свой лад.

Александр Проханов
специально для «Собеседника»

Александр Проханов. Фото: Замир Усманов / Global Look Press

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №38-2019.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика