Эволюция Эковахты
«Экологическая вахта по Северному Кавказу» откликнулась на предложение губернатора вступить в конструктивный диалог и работать в интересах региона и его жителей
Краснодар – столица всероссийской «здравницы и житницы» Кубани – в последнее время все чаще попадает в новости в связи с событиями, которые в соцсетях и некоторых СМИ любят называть гонениями на несогласных, борьбой с инакомыслием или даже репрессиями. Там то задерживают и судят рэпера Хаски, запрещая его клипы, то штрафуют муниципального депутата за репост картинки о росте цен. Но это лишь одна сторона медали. Власти региона, который многие поспешили объявить одним из самых «реакционных» в России, могут продемонстрировать пример конструктивного взаимодействия с общественниками и даже представителями оппозиции.
В начале апреля громким информационным поводом стали обыски, связанные с деятельностью краснодарских активистов из ликвидированной организации «Открытая Россия» Михаила Ходорковского. Однако в самом Краснодаре обыски связывают не столько с преследованием оппозиционеров из «Открытки», деятельность которых в регионе почти незаметна, сколько с попыткой в очередной раз помещать работе «Экологической вахты по Северному Кавказу» — одной из самых заметных и эффективных общественных организаций современной России.
Началось все в январе 2019 года, когда в отношении детского хирурга и координатора регионального отделения «Открытой России» в Краснодаре Яны Антоновой возбудили административное дело по статье 20.33 КоАП («Осуществление деятельности нежелательной организации»). Поводом стала опубликованная ей видеозапись с символикой «Открытой России», которую Генпрокуратура еще в 2017 году признала нежелательной организацией на территории РФ. После двух штрафов против Антоновой возбудили уже уголовное дело по статье 284.1 УК РФ («Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной»).
В рамках расследования в Краснодаре 9 апреля прошла серия обысков. По данным СМИ, у самой Антоновой следователи за 8 часов обыска не обнаружили ничего серьезного. По результатам обыска жену Леонида Запрудина Марину – тоже активистку «Открытки» — задержали по подозрению в незаконном хранении наркотических веществ (ч. 1 ст. 228 УК РФ).
Еще один обыск прошел в Межрегиональной природоохранной и правозащитной общественной организации «Экологическая Вахта по Северному Кавказу», известной далеко за пределами Краснодарского края. По словам координатора «Эковахты» Андрея Рудомахи, основанием для обыска стало то, что в арендуемом офисе организации ночевал местный активист Александр Савельев.
«Все спали. Фактически сразу взломали двери, не дали времени, чтобы открыть. Целый отряд ОМОНа — как в фильмах, когда каких-нибудь исламистов захватывают, со специальными винтовками. Жестко все происходило», — рассказывал Рудомаха порталу Юга.ру.
Во время продолжавшегося пять часов обыска из офиса организации изъяли жесткие диски компьютеров, телефоны, диктофоны и флеш-карты.
Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека уже обратился в прокуратуру Краснодарского края с просьбой провести проверку законности и обоснованности следственных действий при обыске в жилом доме, где находились активисты «Экологической вахты по Северному Кавказу».
«В связи с тем, что в последние годы эта активно работающая экологическая организация и ее активисты не один раз оказывались в положении жертв нападений или давления со стороны различных структур, мы считаем необходимым самым тщательным образом и гласно проверить обоснованность проведения указанных следственных действий и законность действий сотрудников спецназа в ходе обыска», — заявил руководитель постоянной комиссии по экологическим правам Сергей Цыпленков.
В тот же день, 9 апреля, «Экологическая вахта по Северному Кавказу» была привлечена к административной ответственности по ст. 20.33 КоАП РФ и оштрафована на 80 тысяч рублей за осуществление деятельности нежелательной организации. На заседании суда, которое представители «Эковахты» не могли присутствовать из-за обысков.
Поводом стала размещенная три года назад в твиттере «Эковахты» ссылка на блог Александра Савельева на сайте «Открытой России», который с 2017 года заблокирован по решению Роскомнадзора. Решение, вынесенное Судебного участка №8 города Майкопа (по месту регистрации «Эковахты»), стало первым в современной российской истории случаем, когда по этой статье КоАП привлекли к ответственности не физическое лицо, а общественную организацию.
Обыски и возбуждение дел в отношении краснодарского отделения «Открытой России» в «Экологической вахте по Северному Кавказу» считают лишь прикрытием для попытки парализовать деятельность экологов.
«Понятно, что "Открытая Россия" у нас не самая активная организация в Краснодаре. Тем более, у Яны Антоновой обыск проводил участковый, а у нас в офисе контртеррористическая операция была, оцепили целый квартал и якобы из-за того, что у нас могли ночевать Яна Антонова и Александр Савельев», — прокомментировал «Кавказскому узлу» координатор «Эковахты» Андрей Рудомаха.
Рудомаха считает, что одной из целей силовиков во время обыска были материалы по расследованию нарушений при строительстве дороги Черниговское — Дагомыс. На изъятых в офисе «Эковахты» носителях содержалось 40 томов документации по проектированию этой трассы, проходящей по особо охраняемым природным территориям. «Сейчас начинается стройка, проводятся экологические экспертизы. Мы выявили массовые нарушения в документации и написали множество писем об этом в разные инстанции. После этого такой серьезный удар по нам, впервые в нашей истории такая массовая выемка документов», — сообщил Рудомаха.
Сама Антонова также предполагает, что интерес ко ней связан с интересом именно к «Эковахте». «Видимо, они перешли кому-то дорогу, поэтому их атакуют. А уголовное дело – это просто предлог для обысков, чтобы изъять технику, – говорила она в одном из интервью. – Когда у организации изымают всю технику, понятно, что на какое-то время ее работа парализована».
«Эковахта» действительно почти всю свою долгую историю находится под пристальным вниманием силовиков, а также бизнесменов и чиновников, которым мешает наживаться на нарушении законов. В начале 2000-х «Эковахта» выступала против реализации инфраструктурных проектов, способных причинить серьезный ущерб экологии Краснодарского края — Каспийского трубопроводного консорциума, терминала по перевалке аммиака на Таманском полуострове и терминала по отгрузке минеральных удобрений в Туапсе, защищала Утриш и Сочинский национальный парки. Члены «Эковахты» активно занимались т. н. общественными инспекциями построенной с явными нарушениями VIP-недвижимости на Черном море: резиденции Александра Ткачева в Голубой Бухте, так называемого «дворца Путина» в Прасковеевке и дачи патриарха по соседству.
В сентябре 2016 года Минюст России объявил о включении «Экологической вахты по Северному Кавказу» в список иностранных агентов. Поводом стало получение Эковахтой финансирования от американского фонда National Endowment for Democracy (NED). Однако уже январе 2018 года «Эковахту» исключили из реестра иноагентов, в т. ч. благодаря активной позиции Совета по правам человека при Президенте РФ, который неоднократно заявлял о сомнительности решения Минюста, призывая прекратить гонения на краснодарских экологов.
В отличие от некоторых «диванных» оппозиционеров, «Экологическая вахта по Северному Кавказу» никогда не обвиняла в преследовании власть в целом или абстрактный «режим». Рудомаха ранее неоднократно заявлял, что у «Эковахты» выстроены хорошие рабочие отношения с губернатором Кубани, который всегда прислушивается к мнению экологов. В частности, Рудомаха входит в Общественный экологический совет при губернаторе Краснодарского края, а также регулярно участвует в выездах главы регионы на места незаконной застройки в Краснодаре. Именно в результате участия «Эковахты» в Краснодаре был остановлены многие проекты, которые нарушали действующее законодательство или вызывали недовольство местных жителей. Администрация Краснодара и мэр Евгений Первышов в таких случаях были вынуждены вмешиваться лишь после того, как Рудомаха лично привлекал к проблеме внимание губернатора.
Последний такой выезд в Краснодаре состоялся спустя три дня после того, как в офисе «Эковахты» прошли обыски, а на саму организацию был наложен штраф за связь с «Открытой Россией». 11 апреля 2019 года глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев осмотрел зеленые зоны Краснодара, которые координатор «Экологической Вахты по Северному Кавказу» определил как наиболее проблемные. Губернатор, как сообщает пресс-релиз «Эковахты», поддержал все предложения Рудомахи и дал указание принять необходимые меры.
«Эти мероприятия в очередной раз показали, что руководство Краснодарского края уделяет особое внимание вопросам охраны природы. К сожалению, бюрократическая машина соответствующих государственных и муниципальных органов всячески тормозит реализацию природоохранных инициатив губернатора. Надеюсь, что после сегодняшнего дня хотя бы несколько вопросов, разрешение которых «застряло» из-за саботажа чиновников, начнут решаться», — прокомментировал результаты совместной инспекции Рудомаха.
Разумеется, настолько продуктивные контакты независимых экологов и главы региона нравятся не всем. С одной стороны, у «Эковахты» есть множество противников среди чиновников разного уровня, чьим коммерческим интересам мешает активная деятельность экологов из Краснодара и их эффективное взаимодействие с губернатором Кондратьевым. Их имена Рудомаха не боится называть вслух. По его словам, наибольшее противодействие деятельности «Экологической вахты по Северному Кавказу» оказывают руководство регионального Управления ФСБ, прокуратуры и ГУ МВД по Краснодарскому краю, а также министерство природы Краснодарского края, не выполняющее прямые распоряжения губернатора после его встреч с экологами.
Еще один заметный оппонент «Эковахты» — депутат Госдумы РФ Александр Ремезков, бывший при Александре Ткачеве первым вице-губернатором Кубани. С помощью Следственного управления СК РФ по Краснодарскому краю он в 2017 году сумел добиться возбуждения против экологов уголовного дела за «клевету». Поводом стали публикации на сайте «Эковахты», в которых рассказывалось о незаконных захватах земель общего пользования под резиденции в Туапсинском и Динском районах Краснодарского края, которые в народе называются «дачами Ремезкова».
В течение двух лет уголовным делом занимался Следственный комитет, затем оно было передано в Следственное управление УМВД по Краснодару. Несмотря на отсутствие каких-либо результатов на стадии предварительного следствия, дело все еще не закрыто.
«Расследовать по этому делу уже давно нечего, и зачем продолжается предварительное следствие по нему, да еще и по особому указанию заместителя прокурора Краснодарского края, остается только догадываться», — говорит адвокат Андрей Сабинин, представляющий международную правозащитную группу «Агора».
С другой стороны, Рудомаху традиционно критикуют местные оппозиционеры. Так, недоволен совместной работой «Эковахты» и краевой администрации бывший соратник Рудомахи Сурен Газарян, в 2012 году покинувший Россию и обвинявший координатора «Эковахты» в присвоении средств от NED.
Хотя та же Яна Антонова из «Открытой России», которую многие уже поспешили объявить главной мученицей режима в Краснодарском крае, высоко оценивает и главу региона, и его взаимодействие с «Эковахтой».
«Он (Кондратьев) достойный человек. Что Вы бы ни говорили, но это так. Не может один человек отвечать за всё происходящее в огромном крае. Так просто не бывает», — ответила она Газаряну в соцсетях на критику главы региона в соцсетях.
«Позавчера у Рудомахи обыск, а сегодня он идёт рядом с губернатором и участвует в совещании по проблемам города. Это ли не поддержка?» — добавила Антонова.
Какие бы оценки в адрес Андрея Рудомахи не выносили диванные оппозиционеры, в настоящее время в регионе именно «Экологическая вахта по Северному Кавказу» откликнулась на предложение губернатора вступить в конструктивный диалог и работать в интересах региона и его жителей. Результатом этого взаимодействия стало создание в Краснодарском крае пяти особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Находятся в разработке материалы на создание еще пяти новых ООПТ.