Себя не обделили: на что политические партии тратят госфинансирование

«Голос» опубликовал исследование «Где оседает золото партий. Как политические партии тратят деньги налогоплательщиков»

Фото: Бюллетени, упавшие в урны, конвертируются во вполне реальные деньги из бюджета // фото: Виктор Лисицын / Global Look Press; Замир Усманов / Global Look Press

Движение «Голос» опубликовало исследование «Где оседает золото партий. Как политические партии тратят деньги налогоплательщиков». Выяснилось: тратят с умом и с пользой. Преимущественно — на себя и близких к партиям товарищей.

Если кто забыл, напомним: всякая партия, набравшая на парламентских (или представитель партии — на президентских) выборах более 3% голосов, начинает частично финансироваться из бюджета. Конечная сумма финансирования зависит от количества полученных партией/ее представителем голосов — по 110 рублей за штуку в течение пяти лет. К слову, именно поэтому каждый пригнанный для «правильного» голосования бюджетник — это пусть и небольшая, но кража из бюджета.

Несмотря на то, что у каждой партии имеется изрядное количество добровольних пожертвователей, бывает что и весьма щедрых, госфинансирование все равно остается основным источником их существования. Тут «Голос» секретов не раскрыл: все партии ежегодно отчитываются о своих доходах и расходах в Центризбиркоме. Так вот, 2017 году у партий «Единая Россия» и КПРФ наши с вами деньги составили 80% их бюджета, у «Справедливой России» — 73%, а у ЛДПР — все 93%. Оно, конечно, не столько впечатляет, сколько скорее говорит о том, что у Владимира Вольфовича стало хуже со спонсорами — годом ранее госбюджет составлял только 62% «золота партии». Но это, видимо, общий тренд: в 2016 у «ЕдРа» средства федерального бюджета составили вообще менее половины доходов. В общем, политика партии власти наносит ущерб и самой партии власти.

Но мы немного отвлеклись — все-таки в отчете «Голоса» главное не падение уровня жизни партий, а то, как они распоряжаются партсредствами. «Перечисление средств в связанные с партией или ее представителями структуры — общая практика, — отмечается в исследовании. — При этом, в отличие от самих партий, такие организации не обязаны раскрывать перед налогоплательщиками информацию о своей хозяйственной деятельности. В результате часть изначально бюджетных средств может тратиться не на политическую деятельность, которую должно стимулировать государственное финансирование, а идти на удовлетворение частных интересов высокопоставленных партийцев».

Авторы подчеркивают, что именно заседающие в Госдуме представители партий определяют, сколько будут получать из бюджета, устанавливая стоимость одного голоса избирателей. А также — что с 2015 года эта стоимость выросла по сравнению с показателями 2007 года более чем в 30 раз. «Для сравнения: номинальная средняя зарплата россиян с 2007 года, по данным Росстата, выросла в 3,2 раза», — добавляют энтропии авторы.

Так, например, крупнейшим подрядчиком и кредитором «Единой России» оказался Национальный фонд поддержки регионального сотрудничества и развития, которому в 2008 и 2009 годы партия вернула в качестве погашения займа 1 млрд рублей. Руководил тогда организацией нынешний губернатор Московской области Андрей Воробьев. А сам фонд входит в сеть фондов, созданных партией для сбора пожертвований. И даже зарегистрирован по тому же адресу, что и «ЕР» — Москва, Банный переулок, дом 3.

А у ЛДПР главным партнером оказался индивидуальный предприниматель Даниил Бондарь. С 2013 по 2017 год он получил от партии 839,8 млн рублей за «размещение информационных материалов». Еще 140,9 млн на те же цели с 2014 по 2017 год получила принадлежащая Бондарю компания ООО «Фин-Арт Групп». По сведениям СМИ, г-н Бондарь не просто предприниматель, а друг депутата Игоря Лебедева, сына Владимира Вольфовича. А еще он управляет испанской компанией, которой раньше управлял Лебедев. Также в 2014 и 2015 годах 86,6 млн все на тоже партия заплатила ИП Ким Эвелина Аркадьевна, связанным с «Фин-Арт Групп». То есть за пять лет более миллиарда — около трети полученных парией за это время бюджетных средств — осело на счетах.

Также неплохо живет за счет партии Институт мировых цивилизаций — негосударственное образовательное учреждение, созданное ЛДПР и Владимиром Жириновским лично. С 2013 года партия перечислила на его счета 127,5 миллионов рублей.

Коммунисты хоть и скромнее, но используют примерно те же схемы. Из 2,7 млрд рублей, потраченных КПРФ с 2005 года на внешних подрядчиков, 352,3 млн рублей пришлось на телеканал «Красная линия», и еще 314,8 млн рублей — на «Редакцию газеты "Правда"». Обе структуры учреждены самой партией.

«Справедливая Россия» в 2016 году заплатила за печать полиграфии 231 млн рублей компании «Все грани», которая на 80% принадлежала Самвелу Налбандяну. Это бывший главредактор газеты «Жизнь» и бизнес-партнер Арама Габрелянова. В настоящее время — совладелец издательства «Блокнот», прочно аффилированного с партией «Справедливая Россия». Издание «Блокнот Ньюс» за информационное обслуживание получило еще 26,2 миллиона рублей.

Неслабые суммы фигурируют также в графе «благотворительная деятельность». Все бы ничего, но конечными получателями почему-то всегда оказываются так или иначе связанные с партиями люди. И хотя голоса, призывающие отменить госфинансирование партий, раздаются довольно редко, смысла что-то делать с этой проблемой все равно не очень много: вопрос все равно будет решаться всё там же — на Охотном Ряду.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика