Достучаться до Путина сложно, но можно? Чем кончаются жалобы по "прямой линии"

Чем закончились истории россиян, которым удалось донести свои беды до самого Владимира Путина, разбирался «Собеседник»

Фото: Владимир Путин // фото: Global Look Press

Сотни тысяч обращений приходят в администрацию президента, не меньше россиян подписываются под разнообразными петициями, а некоторые умудряются донести свои беды до самого Владимира Путина… Помогает ли это решить проблему?

Ручное управление

Прямые линии давно уже окрестили именно так. Еще бы: письма, которые люди направляют в администрацию президента на его имя, Путин едва ли читает сам. На это есть специальный аппарат, сотрудники которого, как правило, отправляют жалобу властям того региона, откуда она пришла. Замкнутый круг, на него жалуются многие россияне, решившие попытать счастья таким образом.

А вот донести свою беду лично до Путина многим кажется более действенным: мол, пожалуешься на несправедливость, и сразу все решится – президент же сказал... Однако погаснут софиты и начнутся будни.

Если проанализировать результаты обращений к первому лицу, вывод получится не слишком утешительный: быстро и, как правило, положительно решается личная просьба (подарить собачку, отремонтировать дорогу, заставить выплатить компенсацию пострадавшим в наводнениях или пожарах и т.п.). А вот если речь идет о системной проблеме – будь то засилье коррупции, низкие зарплаты, труднодоступная медицина, загубленная экология и т.д., – все становится гораздо сложнее. Поручение президента вроде есть. Но выполнить его почему-то оказывается невозможно…

И смех и грех

В 2009-м 13-летняя Настя Ивлиева из станицы Калитвинской (Каменск-Шахтинский район Ростовской обл.) зашла на сайт президента и написала: у меня есть одна морская свинка, хотела бы еще одну... Позже девочка объяснила: ей было интересно, работает ли связь с Владимиром Путиным. Оказалось, работает. Да так, что после этой истории девочка решила никогда больше не писать писем.

Резолюция из Кремля «исполнить» пришла в Минобразования области. Оттуда письмо спустили в район. А там... Настю с родителями вызвали к директору школы, потребовали написать отказ в глупой просьбе, самим купить зверька и не отвлекать занятого человека. Папу (он оказался главным энергетиком станицы) вызвали еще и в райадминистрацию, где провели профилактическую беседу.

На том бы история и закончилась, но родные Насти пожаловались в администрацию президента на прессинг. Через сутки в семью пришли две дамы из районо с двумя зверьками. К тому времени односельчане уже подарили девочке свинку. Так у Насти оказалось целых 4 «хрюшки».

Но и это еще не все. Как писали местные СМИ, кто-то из чиновников задался вопросом: откуда в глубинке интернет? Отреагировала контрольно-счетная палата области: мол, компьютеризация Каменск-Шахтинского района проведена в рамках нацпроекта, нарушений нет. Потом в дело вступил комитет по делам молодежи – обличил «глухоту местной власти по отношению к девочке, молодежи, лидерам общественных организаций». Вот так, и никак не меньше.

Видео наглядней?

В 2018-м на прямую линию поступило несколько видеообращений. Так, сотрудники Челябинской обувной фабрики жаловались, что шьют качественную обувь из натуральной кожи, а магазины завалены дешевым китайским кожзамом. Люди боялись не выдержать такой конкуренции и потерять работу. Ну что тут скажешь, кроме сакраментального «рынок вас рассудит»... Бороться с серым импортом из КНР, видимо, сложнее.

Екатеринбуржцы на коленях просили решить их судьбу: 187 человек передали деньги застройщику, он оказался мошенником, его посадили. 30 человек успели заключить с ним договор и теперь получат компенсацию, а 157 остались в непонятном статусе – они и не дольщики, и не пайщики. И кто теперь вернет им деньги или даст квартиру, непонятно: раз нет документа, то с точки зрения закона и денег они застройщику не давали. Их, впрочем, признали кредиторами третьей очереди. То есть шанс получить компенсацию стремится к нулю.

Екатеринбуржцы встали на колени у памятника Победы...

Пилоты дальневосточной авиакомпании Aurora просили разобраться, почему их несправедливо лишили пилотных удостоверений: учебный центр, который они заканчивали, имел на тот момент все необходимые лицензии. Начатая в апреле 2017-го «Росавиацией» «борьба за чистоту дипломов» выглядела неоднозначно. Порядка 400 пилотов, которых и так в стране не хватает, в одночасье лишились удостоверений. Многие обратились в суд. Недавно, в феврале, Верховный суд дал летчикам некую надежду – изучив два дела пилотов, ВС нашел там процессуальные нарушения.

Спортсмены из Перми просили не закрывать бассейн «БМ», что в центре города, самый крупный в крае. Это место проведения многих региональных и общероссийских соревнований по плаванию. В «БМ» расположена школа по подготовке олимпийского резерва в национальную сборную. Ни обращение к президенту, ни несколько петиций, похоже, не помогли. Дело решается в суде: совладелец «БМ» наделал долгов, бассейн в залоге, кредитор же предпочитает землю в центре города, а не спорт. Суд дал годичную отсрочку. Срок ее заканчивается буквально на днях.

С частушками – за землей

Многодетные Димитровграда (Ульяновская обл.) в 2018-м подошли к решению больного вопроса – выделение участков земли – креативно: они придумали частушки, которые и записали в видеообращении. Главный посыл: мы вас, господин президент, поддерживали на выборах, теперь поддержите нас.

Выделения земельных участков ждут порядка 760 многодетных семей. Но земли – 450 га – надо было перевести из федерального фонда в местный, и процесс затянулся на годы. Пока суд да дело, многодетным удалось получить льготу на имущественный налог (теперь они от него освобождены) и убрать критерий нуждаемости из перечня необходимых для включения в список для получения участка земли под строительство. 

Обращение к президенту помогло? – спрашиваю у Натальи Ядыкиной, главы ассоциации многодетных семей Димитровграда.

– Я в частушках участия не принимала – считаю, что власти и так нам хорошо помогают. Дело-то потихонечку движется и без этого обращения к Путину. – Такой ответ, признаться, я не ожидала услышать. – Участки нам пока не дали, но постоянно держат в курсе. Земли уже переданы городу. Они в хорошем месте, людям нравится. Еще нет межевания. Обещают к октябрю. Что касается критерия нуждаемости, то в частушках про это не было. Мы подняли этот вопрос перед губернатором позже прямой линии, и он нас сразу услышал. Как и по освобождению от налога на имущество.

А зачем тогда было нужно это обращение? – удивляюсь я.

– Вопрос не ко мне. Многодетные так скреативили.

Власти не обиделись?

– Нет. У нас нет проблем с губернатором. Он всегда идет навстречу.

Щелкановцев объявили проплаченными

Еще одно видеообращение прошлого года – «Нет полигону Сычево!» Жители деревни Щелканово (Рузский район Московской обл.) пожаловались президенту на новую свалку. После мусорных скандалов власти Подмосковья решили создать временный полигон Сычево. Потом, мол, там построят мусороперерабатывающий завод. Проблема в том, что эти земли – бывшие карьеры, многие из них заполнены грунтовыми водами, имеющими в свою очередь выход к водохранилищу, из которого берут питьевую воду в том числе и для Москвы. Делать полигон в таком месте опасно.

Обращение к президенту мало что изменило в ситуации.

– Мы на следующий день вышли на пикеты, – рассказывает Николай Голубев, руководитель инициативной группы, выступающей против полигона. – Постоянно контролировали модуль площадки временного складирования, который считаем незаконным. Дело в том, что обводненные карьеры по закону нельзя продавать в частные руки, а тут именно такая сделка. Мы пытаемся признать ее ничтожной. Прошли несколько судов, везде отказ. Сейчас подали кассацию в областной суд. К тому же стоимость земли была сильно занижена – на 37 млн руб. С октября 2018-го несколько раз мы подавали заявления в Следственный комитет. И вот только 26 февраля добились решения, что доследственную проверку продолжат. Ну и наконец, эта площадка должна существовать до 5 апреля, а она уже перегружена...

А завод-то строят?

– Строят. И обещают его запустить уже 26 марта. Но еще не прошли экспертизу (ее отклонили – там много нарушений). Мы тоже собираемся проводить общественную экологическую экспертизу – с пятой попытки добились наконец разрешения райадминистрации участвовать в ней и уже подали документы...

Это будет именно перерабатывающий завод?

– Там стоят два ангара, и все. Самое печальное, что теперь собираются складировать остатки от переработки на этом же полигоне – делают третье тело в 5 га. А там вода близко – всего в 1,5 м от поверхности... В общем, может разразиться экологическая катастрофа. Зато нас выставляют проплаченной оппозицией. Полиция даже называла суммы, которые мы якобы получаем...

Ну вот вы обратились к президенту. Реакция была?

– Ничего. Я только понял, что он эту проблему знает. 

Протесты против полигона Сычево

Недейственный метод

Тенденция записать в проплаченные оппозиционеры граждан, которые добиваются решения какой-то местной проблемы, стала почти повсеместной. Опасный симптом? – спрашиваю у Максима Шевченко, еще недавно члена Совета при президенте по правам человека.

– Ну, на местах ведь людей не защищают. Человек в конкретном регионе абсолютно беззащитен перед властями, силовиками, прокуратурой, судом, Следственным комитетом... А сейчас и вовсе легко сказать: «За ними стоит Навальный». И все – можно вообще ничего не делать. Да еще и дело против этих людей завести.

Люди верят, что президент решит их проблемы. Самый действенный метод в России?

– Конечно, нет. Это ведь не правовая система, не юридическая, не социальная. Даже не политическая. Это абсолютная показуха – чтобы во время прямой линии он нахмурил брови и сказал: «Да, это безобразие. Почините дорогу». Или: «Как можно, чтобы больница находилась в таком состоянии! Разобраться». На самом деле все это для того, чтобы создать образ доброго царя и плохих бояр.

Видимо, вы вспомнили историю больницы в Струнино (Владимирская обл.). Летом 2018-го жители пожаловались Путину на закрывающиеся отделения и почти аварийное ее состояние. Он пообещал сделать ремонт. Срок, назначенный им, уже прошел, но полностью больница так и не открылась. Жалобщики разделились на две группы: одни говорят, что все идет нормально, рабочие моменты. Другие объявили голодовку в знак протеста... Почему даже по поручениям президента не укладываются в срок? Если управление ручное, окрик должен иметь силу. А если вертикаль не слушается, тогда что это? Или задача власти совсем другая – не решить проблему, а убрать ее с глаз долой?

– Никто не хочет ничем управлять. Важно по телевизору сказать, а не что-то исправить.

То есть чиновники знают, что им ничего не будет за ослушание?

– Ну, если они правильно себя поведут, ничего не будет. Надо сделать вид придурковатый и пообещать все исправить, наказать виновных и т.д. Вот и все.

Петиции работают!

Президент общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский:

– У нас есть кое-какие результаты. Так, в мае 2018-го мы собрали 260 тыс. подписей под петицией против введения контрсанкций на импортные лекарства. Напомню, хотели запретить к ввозу препараты, если на аналогичные медикаменты есть хотя бы один производитель в России. Это была очень громкая история. Я считаю, что и наши голоса сыграли роль в том, что власти отказались от этого пагубного решения.

Вторую петицию мы подали осенью 2018-го, собрали 220 тыс. подписей в пользу закона о лекарственном обеспечении. То есть лекарства где-то там обращаются, а до пациентов не доходят, мы предлагаем, как это изменить. 16 ноября мы создали эту петицию, и в этот же день президент проводил совещание по лекарственному обеспечению, где стало понятно: власти оказались в тупике. Путин привел цифры: 81% льготников отказываются от лекарств. То есть льгота не работает. А 70% врачей говорят, что даже в стационары люди приходят со своими препаратами. Между тем право на лекарство должно быть полноценным. Мы очень воодушевлены, что нас наконец стали слушать. РАН сейчас разрабатывает национальную политику в сфере лекарственного обеспечения, а в Госдуме создана межфракционная рабочая группа по решению тех же задач: чтобы до пациентов лекарства доходили без препон.

Отчетный период: 2017 г.

Сбылось

Больше всего шансов достучаться до президента напрямую – обратиться к нему во время ежегодной прямой линии. Задача сложная, но вполне выполнимая. И результат не заставляет себя долго ждать. Вот несколько примеров из 2017-го.

  1. Дарья Старикова из города Апатиты (Мурманская область) рассказала президенту, что у нее последняя стадия рака (кадр ниже) – время было упущено из-за неправильного диагноза. Она говорила о недоступности нормального лечения и просила, чтобы с другими такого не повторилось… Дарью срочно госпитализировали в Москву, в Онкологический институт им. Герцена, где она провела почти год. В мае 2018-го Дарья умерла.
  2. Валентина Саковская из села Краснокумское (Ставропольский край) пожаловалась, что власти не спешат выплачивать людям компенсации за утраченное после наводнения имущество. После этого обращения пострадавшие тут же получили все причитающееся. Саковская к концу года получила сертификат и переехала в новый дом.
  3. Анастасия Вотинцева из Ижевска жаловалась на то, что ее семья давно ютится в аварийном жилье, а переселение планируется только в 2029-м. После прямой линии Путин побывал у Вотинцевых в Ижевске, подарил женщине на день рождения путевку в Сочи (стоимостью 1,37 млн руб.), куда она поехала с сестрой и тремя детьми. А через несколько месяцев 11 семей того аварийного дома расселили. Сестры Вотинцевы получили две квартиры.

Не сбылось

Обещание «разобраться», которое, как правило, дает президент в ходе прямой линии, еще не означает, что вопрос решится именно так, как этого ожидает жалующийся.

  1. Данила Прилепа, десятиклассник из Нефтеюганска (на фото ниже), стал героем прямой линии 2017-го. Он задал два вопроса: глобальный – про коррупцию и личный – почему его папа, 20 лет прослуживший в полиции, не может получить полагающиеся ему выплаты и улучшить жилищные условия семьи, так как очередь на право получения субсидий при покупке жилья продвигается очень медленно. Результат оказался неожиданным. Юноша получил золотой iPhone (за 184 тыс. руб. с изображением Путина – всего таких гаджетов было сделано 85 штук) за лучший вопрос.

А вот с очередью на сертификат ситуация даже ухудшилась – семья Прилепы оказалась передвинутой подальше…

  1. 10-летний школьник Андрей Боль из Находки (Приморский край) поначалу хотел попросить собаку, как он потом рассказывал. Но, увидев, какие важные вопросы задают взрослые, спросил у президента: «Как нам жить?», рассказав о том, что город уже много лет утопает в угольной пыли. Путин обещал разобраться. Но воз и ныне там. В январе 2019-го жители городского микрорайона Врангель выложили в сеть шокирующие кадры Восточного порта, окутанного черным облаком...
  2. 13 жительниц Томска в день прямой линии записывали видеообращение к президенту. У каждой – своя история (у кого-то отняли землю, кто-то не может получить жилье, кого-то обманули при покупке машины и т.д.). Много лет они всяческими способами пытались привлечь внимание властей к своим проблемам – писали жалобы и запросы, устраивали голодовки и пикеты… Но без толку. Женщины решили попросить президента покончить с коррупцией в правоохранительных органах города. Неизвестно, увидел ли Путин это 45-секундное обращение, а вот жалобщицы в полной мере испытали на себе реакцию властей: на них составили протокол о нарушении порядка проведения митинга. А местный суд оштрафовал четырех из 13 участниц на суммы до 20 тыс. руб. Для пенсионерок Галины Шергиной, Екатерины Гаврилиной, Елены Сосулиной и Риммы Круць это был серьезный удар. 70-летняя Гаврилина прямо из суда попала в больницу...

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №09-2019 под заголовком «Достучаться до Путина сложно, но можно».

Теги: #Путин

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика