Стычка в Керченском проливе: чрезвычайная ситуация без чрезвычайных последствий
Два катера ВМС Украины и рейдовый буксир задержаны пограничниками России у керченского моста. Была даже стрельба
Утром 25 ноября появились первые новости: два катера ВМС Украины и рейдовый буксир задержаны пограничниками России у керченского моста. Была даже стрельба...
Украинская сторона уверяет: это был плановый переход из порта Одессы в порт Мариуполя, о чем россиян предупреждали... Российская сторона, напротив, заявляет: никаких предупреждений не было. Именно поэтому катера были задержаны, буксир протаранен... Россия потребовала срочного созыва СБ ООН, а Украина решила ввести военное положение. Чем может закончиться столь непростая ситуация?
Самый трудный тут вопрос: какие границы считать правильными? После присоединения Крыма фактически они изменились, а де-юре? Ведь Украина не признает Крым российским...
– Но до этого два корабля Украины подали заявку и спокойно прошли, – говорит адмирал Владимир Комоедов (до 2002-го он возглавлял Черноморский флот РФ), намекая, что де-факто Украина все же признала изменившееся разграничение территориальных вод. – Правила должны соблюдаться. И нет ничего зазорного в уведомительном порядке. Когда я впервые в истории вел боевой эсминец «Настойчивый» из Балтийского моря в Северное через Кильский пролив, а это воды Германии, нас вел немецкий лоцман.
Политолог Алексей Макаркин уверен: если Украина подаст в Международный суд за незаконность задержания своих кораблей, то шансы на положительное решение у нее огромные.
– Думаю, ажиотаж от конфликта побудоражит общество некоторое время и схлынет, – размышляет Макаркин. – Большой войны не будет. Украина объявила, что вводит военное положение. Но пока документа нет, поэтому нет и ясности, как это будет работать. Что касается возможной отмены там президентских выборов, судя по всему, этого тоже не будет – не то основание, чтобы их отменять: морская стычка, где нет ни одного убитого.
На что, мне кажется, больше всего повлияет инцидент, – продолжает политолог, – так это на собор Украинской поместной православной церкви, который инициирует Порошенко и который для него очень важен, поскольку большое число граждан страны ждут решения этого вопроса. Собор должен был состояться 21 ноября, иерархи РПЦ отказались туда ехать. Так вот, теперь, в ситуации морского ЧП, им будет сложно не приехать. В остальном, на мой взгляд, по-настоящему чрезвычайная ситуация к чрезвычайным последствиям не приведет.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №46-2018 под заголовком «Путин с Порошенко сыграли в морской бой».