Станислав Белковский: Мы вернёмся в Давос, когда станем другими
Премьер Дмитрий Медведев пригрозил Давосу тотальным бойкотом. Расстроится ли ВЭФ по случаю российской обструкции?
Беда пришла в российское бизнес-сообщество. Всемирный экономический форум (ВЭФ), он же Давосский форум, очередное собрание которого пройдет в неизменной Швейцарии в январе 2019 года, решил не приглашать титульных РФ-бизнесменов, попавших в разные времена под западные санкции. А именно: Олега Дерипаску («Русал»), Виктора Вексельберга («Ренова») и Андрея Костина (банк ВТБ). Как говорил в аналогичных случаях покойный ныне экс-премьер-министр РФ Виктор Черномырдин, «отродясь такого не было, и вот опять».
За российских магнатов круто оскорбился премьер действующий и здравствующий — Дмитрий Медведев. Он пригрозил Давосу нашим тотальным бойкотом: «Если вот эти решения, которые были приняты в отношении представителей российского бизнеса, не будут изменены, то нам придется принять решение об отказе от участия государственных служащих и российских компаний с государственным участием в Давосском форуме. Тогда туда никто не поедет». Истинность высказывания председателя правительства РФ тут же подтвердил шеф компании «Роснано» Анатолий Чубайс, который подчеркнул, что наша нутряная солидарность важнее любых международных форумов. И если доктор (г-н Медведев) сказал «в морг» (то есть никакого Давоса), значит в морг.
Расстроится ли ВЭФ по случаю российской обструкции? Едва ли. Форум, как известно, существует с 1971 года и до конца 1980-х прекрасно обходился без нас. Один раз, впрочем, этот форум сыграл важную роль в новейшей российской истории. Это произошло в 1996-м, когда олигархи Борис Березовский и Владимир Гусинский вдруг договорились там о консолидированной поддержке на президентских выборах Бориса Ельцина. В остальном же Давос стал для богатейших россиян чем-то вроде стометровой яхты или персональной авиационной эскадрильи: независимо от практической необходимости, это должно быть, потому что должно. Иначе пацаны засмеют.
Вообще-то Давосский форум предназначен для обсуждения важных вопросов глобальной повестки. От технологической революции до новейших механизмов спасения голодных. Российский сегмент этой повестки ясен безо всякого обсуждения. РФ-участники ВЭФа настаивают на контрпродуктивности антироссийских санкций, их вредоносности для самого западного бизнеса и, соответственно, необходимости отмены рестрикций (так их официально назвал сам Владимир Путин).
Западный капитал, в глубине души, может, отчасти с россиянами и согласен. Но на политическом уровне вынужден солидаризироваться со своими правительствами/правящими элитами, которые хотят укротить Россию как субъекта и источник гибридной — той самой Четвёртой мировой — войны. Собственно, санкции нужны во многом для того, чтобы навести российский бизнес-истеблишмент на неизбежную мысль о бренности путинского режима, равно как возможности его замены. Потому отменять рестрикции не будут, а только — углублять и расширять.
Это хорошо все понятно безо всякого Давоса. Не надо никуда ехать, чтобы зафиксировать известный статус-кво. А раз уж наши власти сами просят не дёргаться, то можно смело сэкономить, отправившись куда-то туда же, только кататься на горных лыжах, а не пафосно переливать из пустого в порожнее.
Как правильно заметил всё тот же президент Путин, престиж страны (государства) определяется вовсе не участием в форумах. О да. Снявши голову, по волосам не плачут. Пока Россия остаётся главным всемирным хулиганом, а её крупный бизнес ассоциируется с отмыванием денег и масштабной коррупцией, давосские примочки больному не помогут.
И ВЭФ, и г-н Медведев правы. Каждый по-своему. Решив превращаться в медвежий угол мира, РФ не должна скорбеть по обсуждениям технологических революций. Как говорил (тоже покойный в наше время) г-н Березовский, «всякая правильная позиция должна быть, прежде всего, последовательной».
А в Давос мы вернёмся, когда станем другими. Если ВЭФ к тому времени сохранит свой исключительный статус.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2018.