08.11.2018

"Власть свое еще получит": депутат – о протестах против пенсионной реформы

Депутат Госдумы Олег Шеин – о том, что происходит с недовольством и протестами против повышения пенсионного возраста

Фото: Андрей Струнин // "Собеседник"

Депутат Госдумы Олег Шеин – о том, что происходит с недовольством и протестами против повышения пенсионного возраста:

– В Челябинске на днях возбудили уголовное дело против людей, которые расписали критическими надписями о пенсионной реформе трансформаторную будку. То есть народ возмущаться продолжает, но для власти вопрос вроде как уже решен. Почему так?

Надо понимать, что тот инструментарий, который был использован обществом летом, он уже  пройденный этап. А ведь это был очень богатый инструментарий: такой географии протеста не было никогда в новой истории России. Помимо протестных акций, были петиции на сайте Change.org, которые подписали 3 млн граждан. Была история с массой выступлений, были экспертные доклады и огромное количество обнародованных цифр, на которые вообще никто из властных структур не ответил и никак не отреагировал. Наконец, избирательная кампания в сентябре в итоге обрела пенсионную повестку.

И поскольку на мнение россиян власть не обратила ни малейшего внимания, ответ общества на такое пренебрежение превзошел все ожидания: люди наказали «Единую Россию» и губернаторов на местах 9 сентября, отдав свои голоса за альтернативных власти кандидатов. Все же понимают: итоги этих выборов – это прямой продукт пенсионной реформы. Недовольство зрело и раньше, но именно непопулярная реформа послужила катализатором, ускорителем этих процессов.

С референдумом ничего не будет (я к этой идее изначально относился скептически): провести в России референдум невозможно по законодательству, как оказывается. Но сама тема референдума расхолодила часть населения. Люди говорили: мы хотим, чтобы власть организовала нам референдум, мы тогда пойдем и все им скажем. Но уже тогда было понятно, что никакого референдума не будет.

Я не считал правильным критиковать инициаторов этого подхода – просто чтобы не вносить разлад, склоку. Но, когда меня спрашивали о референдуме, я честно излагал свою точку зрения.

Как бы то ни было, мы видим: Центризбирком никого не зарегистрировал, объяснив, как это должно быть организовано, чтобы всё по закону. Но возникла одна инициативная группа, потом еще полдюжины, в результате – нет ни одной группы в 45 регионах. И что же помешает властям сейчас поступить таким же образом, если снова сформируется инициативная группа? Ничего.

А поскольку очевидно, что действующая власть ни на какие общественные рефлексии не обращает внимания, то единственный инструмент, который остается у общества, – переизбирать власть. Потому что всего остального – петиций, сбора подписей, митингов (а ведь выходило порядка 500 тысяч человек!) – оказалось недостаточно.

Выборы 9 сентября встряхнули систему. Но она, к сожалению, демонстрирует, что не умеет отступать, якобы она бескомпромиссна. Ну что ж, раз власть «бескомпромиссна», получит бескомпромиссную реакцию.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №43-2018 под заголовком «Власть свое еще получит».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика