"Политика – дело переменчивое": почему закат эры Меркель – еще не финал ее карьеры

Почему Ангела Меркель уходит из политики и как это скажется на отношениях РФ и ФРГ, Sobesednik.ru узнал у эксперта

Фото: Ангела Меркель // Фото: Global Look Press

Почему Ангела Меркель уходит из политики и как это скажется на отношениях РФ и ФРГ, Sobesednik.ru узнал у эксперта.

29 октября Sobesednik.ru писал, что канцлер Германии Ангела Меркель решила покинуть пост председателя Христианско-демократического союза Германии (ХДС) после провала партии и ее союзников на местных выборах в федеральных землях Гессен и Бавария. Кроме того, политик отказалась участвовать в выборах канцлера ФРГ в 2021 году. «Я не была рождена канцлером, и я об этом помню. И я чувствую, что сегодня пришло время открыть новую главу», – заявила Меркель, пообещав доработать четвертый срок в качестве канцлера.

Уточним, что 28 октября на парламентских выборах в Гессене ХДС одержал победу с 27% голосов избирателей. Тем не менее эти цифры свидетельствуют о падении популярности христианских демократов, учитывая их результат в 2013 году – 38%. Поддержка Социал-демократической партии Германии (СДПГ) в этой ключевой с электоральной точки зрения земле упала с 19% до 13% за пять лет. Ранее в октябре Христианско-социальный союз в Баварии (ХСС), ближайший союзник ХДС, впервые за полвека не смог сформировать правительство большинства на выборах в Баварии.

О причинах и последствиях анонсированного ухода Ангелы Меркель из политики Sobesednik.ru поговорил с профессором кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО Николаем Павловым:

– Обстоятельства вынудили Меркель объявить об уходе. Во-первых, это давление со стороны избирателей: рейтинг канцлера и правительства падает. А во-вторых, это давление изнутри партии. Хоть ее и называют «тефлоновой Меркель», она предприняла достаточно мудрый шаг. При этом, правда, она нарушила свои прежние обязательства о том, что она будет совмещать пост канцлера с постом председателя партии. С ее стороны все выглядит логично. Меркель – человек очень прагматичный. Но «тефлоновый» флер, который за ней закрепился, уже исчез, и мы говорим о закате эры Меркель.

– Говорят, что сейчас в Германии нет политика уровня Меркель, что ее якобы некому заменить. Вы согласны с этим мнением?

– С одной стороны, согласен. Когда Меркель пришла к власти как председатель партии и как канцлер, она достаточно методично зачищала все политическое пространство вокруг себя. Достойных конкурентов у Меркель нет ни в одной партии. Партия свободных демократов [Свободная демократическая партия Германии, СвДП] слишком мала, она не является народной, чтобы ее представитель мог претендовать на пост канцлера. В СДПГ давно ощущается лидерский кризис после ухода Герхарда Шредера. СДПГ сталкивалась с этим на протяжении всей своей истории, за исключением того времени, когда у власти были Вилли Брандт и Гельмут Шмидт. ХСС – исключительно региональная партии. Внутри ХДС Меркель освободилась от всех конкурентов-тяжеловесов и сейчас пытается продвигать генерального секретаря Аннегрет Крамп-Карренбауэр в качестве председателя партии. Но я сомневаюсь, что это удачный ход. Слишком мало времени было отпущено Меркель для того, чтобы вырастить себе преемника: вопрос об этой мадам [Аннегрет Крамп-Карренбауэр] встал примерно год назад. У меня лично Карренбауэр не вызывает особого доверия.

– У Карренбауэр есть все шансы со временем занять и пост канцлера?

– Пока об этом еще рано говорить. Давайте дождемся хотя бы выборов председателя партии. Ведь там очень серьезные шансы имеет Фридрих Мерц, который в свое время был председателем фракции ХДС / ХСС в Бундестаге. Меркель от него освободилась, а политик он интересный и энергичный. Это очень серьезный оппонент Ангелы Меркель. Хотя отмечу, что гранды среди христианских демократов, в том числе Эдмунд Штойбер, заявляли, что они поддержат Меркель. Это было еще до ее публичного отказа от поста председателя Христианско-демократического союза. Посмотрим, интрига разрешится в декабре [на выборах председателя ХДС].

– Каждый второй эксперт говорит, что Меркель уходит в первую очередь из-за проблем с мигрантами. Мол, эта проблема ее добила. Так ли это?

– Это ее не добило, это стало неким спусковым крючком во внутренней политике. С другой стороны, а как Меркель могла поступить иначе в этой ситуации? О провале миграционной политики говорят эмоции граждан. На самом деле правительство уже давно предпринимает активные шаги, чтобы ограничить поток нелегальных мигрантов. Немцы достаточно успешно справляются с этой проблемой. Но осадок, как говорится, остался, это влияет на отношение к Меркель.

И все же я не думаю, что миграционная политика – основная причина ухода Меркель. Прежде всего это разногласия между ХДС и ХСС, склоки в правительстве, поскольку правительство – это не по любви, а по расчету и по необходимости. Это все влияет на рейтинг канцлера. Немаловажный фактор – это усталость партии, усталость председателя партии, усталость канцлера. Как металл, который устает и ломается. Один человек на двух постах надоедает избирателям, у всех создается недовольство, я бы даже сказал, обрыдлость.

Плакат на митинге в Эстонии против миграционной политики ЕС // Фото: Global Look Press

– Несмотря на санкции и порой жесткую риторику в адрес РФ, Путин и Меркель поддерживают нормальные отношения: они встречаются, разговаривают, дарят друг другу подарки и так далее. Как изменятся отношения РФ и Германии после Меркель? 

– Эти отношения очень серьезно изменились после Крыма, событий на Украине, войны в Сирии. Чисто в двустороннем плане, кроме «Северного потока-2», мы ничего не обсуждали. Мы сконцентрировались на обсуждении международных конфликтов: ситуация на Украине, война в Сирии. За круг этих вопросов Меркель не выходит.

В коалиционном соглашении, подписанном весной этого года между ХСС, ХДС и СДПГ (это основной внешнеполитический документ), имеются серьезные обвинения в адрес России, нарушившей международные правила, аннексировавшей Крым и так далее. Это названо серьезными вызовами для европейской безопасности. Тем не менее там сказано, что с Россией необходимо продолжать диалог для того, чтобы выйти на какие-то партнерские отношения, которые сейчас не констатируются.

– То есть нельзя сказать, что в лице Меркель мы потеряем близкого друга?

– Она не близкий друг, она прагматик. Любви между Путиным и Меркель никогда не было. Это политика, где нет друзей, а есть только интересы. С 2014 года у нас с Германией холодный прагматичный диалог по проблемам международной обстановки в целом и кризисных ситуаций в частности. Германия откатилась и в торговом обороте. Правда, это связано не столько с санкциями, сколько с экономическим кризисом внутри России.

Ждать принципиальных изменений в позиции Германии по отношению к России не следует. Внешняя политика ФРГ достаточно инерционна, она не позволяет себе колебаний в ту или иную сторону. Внешняя политика – это результат консенсуса между правящими партиями и результат некоего общественного консенсуса, когда примерно 60% граждан согласны с курсом, который проводит Германия на международной арене.

Владимир Путин и Ангела Меркель // Фото: Global Look Press

– Поэтому нам нечего бояться прихода к власти в Германии правых? «Альтернатива для Германии» впервые прошла в гессенский земельный парламент, теперь она в парламентах всех 16 земель ФРГ.

– Ну мы же любим «Альтернативу для Германии». Уж этого-то нам бояться не надо. Мы привечаем их депутатов, они приезжают в Крым. В этом плане опасения напрасны. Больше следует бояться «зеленых» [Союз 90/Зелёные], если уж на то пошло. Они с большим удовольствием педалируют правочеловеческую тематику, с удовольствием ведут диалог с оппозицией и скептически относятся к официальной позиции Кремля. В некоторых землях они на уровне СДПГ, а в некоторых – выходят на второе место по популярности после социал-демократов. [Прим. ред.: на упомянутых выше недавних выборах в Баварии «зеленые» вышли на второе место, более чем удвоив свое представительство в парламенте федеральной земли.]

– Меркель относительно миролюбивая и договороспособная. Многие опасаются, что будет кто-то хуже.

– А что может быть хуже? Реакция Германии на события последнего времени, включая дело Скрипалей, была достаточно мягкой. Немцы заявили о высылке четырех дипломатов, но сказали, что Россия может это компенсировать. Германия согласовала всю документацию по «Северному потоку-2». У Германии нормальная позиция. Мы можем выражать только осторожный оптимизм. Но я повторюсь: неважно, какая коалиция будет у власти – внешняя политика ФРГ не колеблется.

– В какой роли Вы видите Меркель после ее ухода из политики?

– Ну, она еще не ушла. Другой вопрос, как долго она пробудет канцлером. Коалиция может развалиться, СДПГ может уйти, оппозиционеры могут поставить конструктивный вотум недоверия, чтобы сместить канцлера, а могут быть досрочные парламентские выборы. Тут вариантов много.

А что будет с Меркель после ухода... Я скептически отношусь к ее словам о том, что она вообще уходит из политики, не будет баллотироваться в парламент, не будет занимать никаких постов в Брюсселе и так далее. В свое время она сказала, что никогда не пойдет на союз с социал-демократами. Пошла? Пошла. Она говорила, что будет совмещать пост канцлера и председателя ХДС. А сейчас она покидает пост председателя, оставаясь канцлером. Политика – дело переменчивое.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика