Казахстан делает ставку на человеческий капитал
В начале октября 2018 года Нурсултан Назарбаев выступил с очередным Посланием к народу Казахстана
В начале октября 2018 года Нурсултан Назарбаев выступил с очередным Посланием к народу Казахстана. Послание является традиционным инструментом общения лидера страны с элитами и гражданами Казахстана. В этих выступлениях обычно формулируются задачи и цели развития государства и общества как на предстоящий год, так и на длительную перспективу. Нынешнее выступление президента Назарбаева было целиком посвящено росту качества и уровня жизни казахстанцев. На решение этой задачи должна быть заточена работа государственной машины, внутренняя, внешняя и экономическая политика государства.
Мы попросили прокомментировать это Послание Аркадия Дубнова, известного политолога, эксперта по проблемам развития стран постсоветского пространства.
«Выступления Назарбаева читать и слушать всегда интересно. Особенно мне, человеку, который следит за развитием, преобразованием стран постсоветского пространства. И интересно наблюдать динамику развития различных постсоветских стран, в том числе Казахстана.
Я всегда говорил, что Казахстану повезло со своим лидером. Это человек, безусловно, авторитарного склада. Но в то же время — это лидер, который умеет видеть будущее, способен формулировать целеполагание развития своей страны и, несмотря на свой немолодой возраст, обладающий умением подмечать главные тенденции мирового развития. И он упорно делает всё возможное, чтобы Казахстан не ушёл в сторону от этого мирового тренда. Как говорит сам Назарбаев, чтобы его страна и народ не оказались в числе тех, кто будет пыль глотать, пытаясь догнать мир, который уходит вперед в своём инновационном техническом развитии.
Цели, которые ставит Назарбаев перед Казахстаном, в том числе в последнем своём послании, весьма интересны тем, что он намеренно сосредотачивается исключительно на проблеме внутреннего человеческого развития. Он намеренно уходит от определения цели внешнеполитического позиционирования Казахстана. Он только констатирует, что внешнеполитические задачи Казахстана успешно решаются, перечисляет основных партнёров Казахстана, начиная при этом с России, подчёркивая этот давний внешнеполитический приоритет.
Но самое главное, что Назарбаев не настаивает на том, что главная амбиция Казахстана — быть великой страной. Нурсултан Абишевич даёт понять, что величие и значение страны на международной арене сегодня определяются качеством жизни гражданина Казахстана. Поэтому безопасность, охрана здоровья, доступность необходимых средств для жизни и образования, для повседневного быта должны быть главными приоритетами во всей работе государственной системы и государственного аппарата.
Мне показалось характерным, что глава государства в своём последнем выступлении проявил хорошую осведомлённость в проблемах образования, медицинского обслуживания, указал на болезненные реперные точки отставания в развитии, которые сказываются на дальнейшей жизни каждого казахстанца. Назарбаев не стыдится признать, что архаической является трёхсменная система обучения для начальных классов в школе, сохраняющаяся в Казахстане. Обычно такие вопросы отсылаются на уровень правительства. Но Назарбаев, в привычной для себя манере, берёт ответственность в решении этих проблем на себя.
Мне показалось очень важным то, что Назарбаев понимает, какой фактор может двигать инновации, привлекать инвестиции, создавать среду для высокотехнологичного образования. Это -иностранные компетенции. Он считает совершенно не зазорным привлекать иностранцев в качестве топ менеджеров. Например, «Назарбаев Университетом» руководит японец. И глава Казахстана прямо предупреждает руководителей из числа соотечественников, что если они плохо будут работать, то их заменят иностранцами.
С этой точки зрения мы видим подходы, совершенно отличные от того, к чему мы привыкли в России. Казахстан хочет впитывать в себя, в своём развитии всё лучшее, что есть сегодня в мире. Развивать биотехнологии, интернет-технологии, быть на уровне последних достижений медицины и так далее. Для этого в Казахстане готовы не просто вкладывать в это деньги, но и приобретать компетенции из-за рубежа. Это говорит о современном уровне мышления лидера страны.
Назарбаев как человек и политический деятель уже заслужил право называться создателем современного Казахстана, вовсе не повышение политического рейтинга или статусного имиджа движет его действиями. Он знает, что все это уже не подлежит сомнению или обсуждению. Ему не нужно тратить силы на борьбу за власть, что у других политиков отнимает время и ресурсы. Именно в Казахстане этот политический фактор, эта особенность общественной жизни, в отличие от соседних центрально-азиатских стран, позволяет экономить моральные и материальные ресурсы, чтобы стремиться повысить качество жизни людей. И этим Казахстан серьёзно отличается от других авторитарных государств региона.
Я искал в этом выступлении Назарбаева ответы на вопросы, волнующие казахстанцев в последние годы. Во-первых, это тема, связанная с эффективностью действий МВД, которые особенно проявились на фоне недавнего убийства известного фигуриста Дениса Тэна, что повлекло за собой огромный взрыв обсуждения и недовольства, особенно в социальных сетях. И во-вторых, это проблема земельных отношений, обеспеченности землёй, которая в Казахстане ценится больше всего. Недавно споры из-за земли приводили к серьезным социальным конфликтам. Назарбаев затронул в своём послании эти темы. То, как отвечает Назарбаев на эти вызовы времени, мне показалось интересным, но до конца не убедило в том, что предложенные шаги способны решить эти проблемы.
Например, он считает, что необходимо утвердить новый стандарт требований к полицейскому, изменить систему карьерного продвижения в МВД, что все сотрудники должны пройти аттестацию, и что только лучшие из них продолжат службу. Эта мера совсем не нова, и она всегда грешит коррупционными возможностями. Кто-то просто заплатит и пройдёт переаттестацию, и всё продолжится. Видимо такого рода решений недостаточно для искоренения этих проблем.
Может быть, Назарбаев правильно говорит: в сознании людей должно укорениться понимание того, что полицейский не карает, а помогает в трудной ситуации. Но должно — не гарантия того, что это будет. Поэтому я не вижу пока здесь серьезной попытки модернизировать МВД. Наверное, уволить и набрать других полицейских в Казахстане было бы сложно, как это сделали во времена Саакашвили в Грузии. Но тем не менее более радикальные меры по оздоровлению МВД были бы понятны людям.
Что касается решения проблем земли, то здесь Назарбаевым предлагаются более понятные меры. Ликвидировать систему, в которой нет прозрачности, и создать единую базу данных об объектах собственности — один из верных шагов для решения земельной проблемы.
В выступлении Назарбаева мы не чувствуем озабоченности проблемами внешних угроз для Казахстана. Нет разговоров о том, что в кризисных условиях современного мира безопасности Казахстана что-то угрожает и нужно повышать затраты на оборону. Обеспечение безопасности казахстанцев он видит в улучшении качества жизни. И это обстоятельство выделяет Казахстан среди некоторых его соседей, которые во главу угла ставят исключительно внешнюю безопасность, которая как им кажется, является серьезной проблемой».