Битва за автокефалию: русско-турецкая война за украинскую церковь

То, что происходит вокруг украинской церкви, иначе как борьбой за влияние, собственность и деньги назвать сложно

Фото: Филарет со дня на день избавится от анафемы // фото: Global Look Press

То, что происходит вокруг украинской церкви, иначе как борьбой за влияние, собственность и деньги назвать сложно.

За право крышевать Украину снова идет война, на сей раз между русским и константинопольским патриархами. Ничего духовного тут нет и в помине, сплошь политика.

Константинопольский (Вселенский) Патриарх, от которого украинское руководство ждет томоса об автокефалии (признания выхода из-под РПЦ), на синоде в Стамбуле принял пока не окончательное, но уже принципиальное решение – Киев из-под Москвы следует вывести. Решение Константинополя аж 1686 года, когда Московский Патриарх получил право назначать киевского митрополита, отменено. Аннулированы и анафемы, наложенные Москвой на «раскольников» – главу Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета и главу Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария. Теперь они возглавят процесс подготовки объединительного собора, который «каноническая» Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) планирует игнорировать.

Ситуация неоднозначная, обе стороны ищут в ней «неканоничность». В Москве и в УПЦ МП, например, сетуют на то, что в православии нет папы римского, нет «вертикали», Константинополь лишь «первый среди равных» и не имеет права переподчинять себе то, что является «территорией РПЦ». По той же причине в Москве считают, что анафемы, наложенные РПЦ, денонсировать может только сама РПЦ. 

С другой стороны, именно Константинополь в 1686 году передал Киевскую митрополию Московскому патриархату (и то решение в Москве почему-то не называют «неканоничным»). С третьей стороны, тогда территория этой митрополии была гораздо меньше территории современной Украины.

Можно понять и Петра Порошенко: в условиях столь жесткой конфронтации с Россией ему сложно мириться с тем, что первосвященник страны подчинен Москве. Белорусская или молдавская церковь сосуществуют внутри РПЦ все-таки куда гармоничнее. Филарет говорит, что участников АТО в Донбассе не могут отпевать или исповедовать «московские» священники. При этом игнорировать огромное число прихожан церкви, которую Москва считает канонической, тоже не получится.

В РПЦ уже намекнули, что не остановятся перед идеей предать анафеме и Вселенского Патриарха, на которого и переложили ответственность за раскол мирового православия. Кого после этого считать раскольником – Бог весть... Глава УПЦ МП Онуфрий тоже не хочет отступать и идти на компромиссы. Порошенко провел тайную встречу с ним, но Онуфрий, если верить украинским СМИ, все предложения президента отверг.

«Каноничнее» и проще было бы, если бы автокефалию запросила УПЦ МП. Но это исключено хотя бы потому, что в начале 90-х тот самый Филарет уже пытался это проделать, будучи украинским митрополитом, после чего был предан анафеме и создал альтернативный непризнанный патриархат. Теперь именно он готовится стать официальным украинским патриархом.

Простые украинские верующие «войну анафем» вряд ли почувствуют на богослужениях: в конце концов, они идут в церковь к Богу, а не к борющимся за влияние иерархам. Куда тревожнее за возможную «экспроприацию». Дело в том, что знаменитая Киево-Печерская лавра принадлежит УПЦ МП, как и вторая украинская лавра – Почаево-Успенская, и еще огромное число храмов. Очевидно, после объединительного собора и получения томоса будет поставлен вопрос о том, что главные святыни страны должны быть переданы церкви, которая получила от Константинополя официальный статус. И вот тут-то может начаться самое неприятное...

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №40-2018 под заголовком «Русско-турецкая война за украинскую церковь».

Теги: #Украина, #РПЦ

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика