Маш, возьми "калаш". Чей агент Бутина – наш или американский
Что кроется за историей задержания в США россиянки Марии Бутиной, выяснял «Собеседник»
Накануне встречи Путина и Трампа в США стартовал громкий «шпионский скандал». 29-летняя гражданка России Мария Бутина была задержана ФБР. Ее обвиняют в том, что она была незарегистрированным иностранным агентом. В Америке ей может грозить срок до 15 лет. Раскручивающийся сюжет уже назвали «Делом Анны Чапман – 2».
Просто Мария
В родном Барнауле Марию Бутину не считают «супервумен» из шпионского боевика, но помнят хорошо.
Сейчас много пишут, что она из богатой семьи, на самом деле у ее родителей небольшое свое дело. Согласно базе данных СКРИН, отец девушки – учредитель двух фирм строительного и производственного профиля, по одной из компаний убытки превышают прибыль. Знакомые семьи рассказывают, что основной вид деятельности – это небольшие мебельные магазины в районах Алтайского края.
– Маша могла бы включиться в семейное дело, и какое-то время так и было, но ее тянуло к общественной работе. В 2005 году она пришла ко мне в мою Школу реальной политики, будучи еще первокурсницей. Мои слушатели тогда ходили на заседания фракций, комиссий местной думы, участвовали в экспертной работе. Через пару лет она стала координатором и моей помощницей. В 2008 году мы создали в регионе независимую Общественную палату, провели конференцию, Мария руководила информационным центром. Но через два года губернатор взял контроль над палатой, выборы в нее заменил назначениями. Мы на таких условиях работать не стали и ушли, – рассказал «Собеседнику» алтайский политолог, бывший депутат от партии СПС Константин Емешин.
Поворотной точкой в карьере молодой общественницы стал 2009 год, когда девушку направили на молодежный слет на Селигер. Вернулась в Барнаул полная планов.
– Как раз на Селигере ей поступило предложение заняться в Москве продвижением идеи легализации короткоствольного оружия, – продолжает Емешин. – И она уехала в столицу. Я потом совершенно случайно встретил ее на Гражданском форуме в Москве, она разговаривала с моим давним знакомым, экономистом Андреем Нечаевым, и он очень ее похвалил, сказал: умная, способная.
Похудела на 20 кг
Бутина потом сама написала, что на первых порах в Москве работала менеджером по туризму, в компании по вывозу мусора, мыла посуду, раздавала листовки, готовила статьи. Но главным делом стала организация «Право на оружие». Бутина как-то призналась, что умеет стрелять с восьми лет и может обращаться с 15 видами оружия – на Алтае это не является такой уж редкостью.
Мария неплохо вписалась в, казалось бы, чисто «мужскую» оружейную тему. Сообщество стрелков и борцов за право на оружие приняло «девчонку».
– Сразу ожила практическая стрельба, заработало стрельбище, с отличными тренерами, проводились соревнования, прошло три всемирных съезда, на которые приехали делегаты из Израиля, США. Сама Маша была очень активной – она то выступала на ТВ, то организовывала слушания в Госдуме. Она сама хорошо стреляла, бегала кроссы, ходила в качалку, признавалась, что смогла сильно похудеть – килограммов на 20, – рассказал «Собеседнику» радиоведущий, член организации «Право на оружие» Сергей Асланян.
У «Права на оружие», конечно, были покровители. Сенатор, а затем зампред Центробанка Александр Торшин, бизнесмен из списка «Форбс» Константин Николаев сегодня фигурируют в отчетах ФБР по «делу Марии Бутиной». При этом оба категорически избегают комментариев на эту тему. Для общительного Торшина, который всегда был щедр на комментарии и в интернете, и при личном общении, это особенно нехарактерно.
«Тут засады»
В 2016 году Бутина уехала в США.
– Она поехала учиться в аспирантуре. Передала бразды правления организацией мне, – сказал «Собеседнику» соратник Бутиной Игорь Шмелев.
Скромная аспирантка вела очень активную жизнь – общалась с политиками, экспертами, попала на встречу с Трампом (там же присутствовали экс-жена Романа Абрамовича Дарья Жукова, адвокат Наталья Весельницкая), даже задала ему вопрос об отмене санкций. В 2017 году Бутина побывала на молитвенном завтраке (мероприятие с участием президента США). Активность студентки вызвала подозрения. Сейчас известно, что за ней уже следили, а ее имя фигурировало в американской печати в статьях о «русском следе» в американских выборах. Сама Мария с юмором выставляла ссылки на разоблачительные статьи у себя в соцсетях.
Основанием подозревать Марию стали связи «Права на оружие» с Национальной стрелковой ассоциацией (НСА) США.
«В НСА только два пожизненных члена из России – это я и Мария Бутина», – похвастался как-то в твиттере Торшин.
НСА стала серьезной поддержкой Дональда Трампа на выборах. В 2016 году как раз шли споры вокруг права на оружие и его применения в США. Два сына президента Трампа – Дональд и Эрик – заядлые охотники и любители оружия. Они посещают съезды НСА, на которых также бывают Торшин и Бутина как члены этой организации.
«Знаю Трампа по НСА. Приличный человек», – написал Торшин в твиттере, добавив, что видел Трампа на съезде стрелковой ассоциации в 2015 году в Нэшвилле, где будущий президент выступил с речью. Мария Бутина также была частым участником мероприятий.
– Если бы Маша поехала в Зимбабве, она и там ходила бы на их политические тусовки, общалась бы – она такой человек, ей это все интересно, – рассуждает Асланян.
ФБР считает, что Бутина действовала как иностранный агент, налаживая нужные связи (в отчете названы «обходные каналы коммуникации»). Это, кстати, американским законодательством не запрещено – просто ей нужно было зарегистрировать свою деятельность. Именно отсутствие регистрации сейчас и вменяют ей в вину.
В мае Мария Бутина закончила аспирантуру, но в Россию почему-то не вернулась.
– Маша мне написала, что ей предлагают работу в Кремниевой долине, но она хочет домой, – говорит Емешин.
– За несколько дней до ареста я списывался с Машей, – передает Сергей Асланян. – «У меня здесь такие засады. В Америке меня за кремлевского агента считают, в России – за западного», – написала она мне в мессенджере. Но потом ее арестовали, и теперь связи с ней нет.
из досье ФБР
Персона 1: «Американец»
«Американцем» и «персоной 1» в досье ФБР назван Пол Эриксон. Политолог из Южной Дакоты, республиканец, член Национальной стрелковой ассоциации. Неоднократно участвовал в выборных кампаниях президента США. При этом становился фигурантом судебных разбирательств по поводу средств, которые собирал с целью инвестирования, но обещаний не сдержал.
56 лет. По материалам дела, являлся главным контактом Марии Бутиной в США. Проживали вместе, но следователи США настаивают, что девушка использовала Эриксона в своих целях. В ноябре провели в США костюмированную вечеринку, посвященную дню рождения Бутиной, на которой Мария была одета русской императрицей, а Эриксон – Распутиным.
Персона 2: «Политик»
Так в документах «бутинского досье» назван зампред ЦБ Александр Торшин. С 1992 года работает на высоких государственных должностях, самые заметные – член Совета Федерации и зампред Центробанка (сейчас).
6 апреля 2018 года включен в санкционный «кремлевский список» США в числе 17 чиновников и 7 бизнесменов из России, приближенных к Путину. Ситуацию никак не комментирует.
Персона 3: «Бизнесмен»
Предположительно – предприниматель из списка «Форбс» Константин Николаев с состоянием 1,1 млрд долл.
В 1996-м Николаев с партнерами и Алексеем Мордашовым создал свою первую транспортную компанию «Северстальтранс», которая с 2008 года именуется «Н-Транс». С 2006 года совладелец компании «Мостотрест», главным собственником которой является близкий к Путину бизнесмен Аркадий Ротенберг.
Николаев развивает бизнес и в США, инвестирует в стартапы Кремниевой долины. Оказывал финансовую поддержку организации «Право на оружие» и ее лидеру Марии Бутиной.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №28-2018 под заголовком «Маша с "калашом"».