Фантомный референдум в Донбассе и ковровая дипломатия Путина
Обсуждавшийся Трампом и Путиным референдум в Донбассе – это фантом, уверен известный политолог Станислав Белковский
Обсуждавшийся Трампом и Путиным референдум в Донбассе – это фантом, уверен известный политолог Станислав Белковский:
Сразу после саммита в Хельсинки политический мир разволновался: а что там президенты РФ и США обсуждали в закрытой тет-а-тетной части беседы?
Кремль кое-что слил авторитетному агентству Bloomberg – идею Путина провести референдум в самопровозглашенных ДНР и ЛНР по вопросам самоопределения и статуса. И Трамп вроде не сказал нет.
В последующие дни российская власть разными устами (Дмитрий Песков, Мария Захарова и др.) пояснила две принципиальные вещи про гипотетический референдум. Речь о крымском сценарии – 2014 не идет. ЛНР/ДНР останутся в составе Украины, но им нужно особое положение. С русским языком и гарантиями невступления всей страны в НАТО. Минские соглашения 2015 г. не выполняются. И Вашингтон, считающийся всесильным, никак не может ситуацию додавить. А раз так – надо принять альтернативную концепцию. Например, референдум.
Это все, конечно, был чистый акт троллинга любимых партнеров со стороны Владимира Путина. Он априори не мог не понимать, что плебисцит нельзя провести по украинским законам, так как они де-факто не действуют в ЛНР/ДНР. И невозможно – по другим законам, ибо с этим никогда не согласятся США, Украина, Евросоюз.
К тому же Вашингтон вообще не есть сторона Минских соглашений. И пенять ему на их невыполнение можно, только исходя из предубеждения, что США неформально контролируют Украину.
Разумеется, Вашингтон, Брюссель, Киев и иные внероссийские столицы идею референдума сразу же отвергли. А украинские власти напомнили миру, что в ЛНР/ДНР проживают 3,8 млн человек, а еще 4,4 млн – в частях Донецкой и Луганской областей, подконтрольных Киеву. Так что даже о целиковых регионах Украины речи идти не может. А глава МИД Украины Павел Климкин заподозрил, что Россия хочет создать прецедент федерализации его страны с последующим распадом таковой.
На самом деле нынешний статус-кво Москву устраивает. Заведомо невыполнимые Минские соглашения могут длиться вечно, а пока РФ будет располагать жесткими рычагами обращения с Украиной.
Правда, у Путина появилась другая локальная головная боль: как сохранить в кресле президента Петра Порошенко, с которым они уже так сработались? Выборы – в марте 2019-го, и повторный успех нынешнего лидера Украины вызывает большие сомнения.
А схема утоления этой головной боли проста. Сначала создавать фантомные угрозы Украине, а потом – не без деятельного участия г-на Порошенко – отзывать/нейтрализовывать их. Чтобы все поняли: на переправе войны правящих коней менять не рекомендуется. Такая вот ковровая дипломатия.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №28-2018.