Страна, которой нет. Что происходит на палестинско-израильской границе

О столкновениях в Палестине после переноса посольства США в Израиле Sobesednik.ru поговорил с очевидцами и экспертами

Фото: фото: Global Look Press

О столкновениях в Палестине после переноса посольства США в Израиле Sobesednik.ru поговорил с очевидцами и экспертами.

Совет Безопасности ООН собрался на экстренное заседание, чтобы обсудить трагические события в секторе Газа, где 14 мая в столкновениях с израильской армией погибли свыше 60 и пострадали более 2 тысяч палестинцев. В ООН уже назвали этот день «самым кровавым днем» в истории палестино-израильского конфликта после войны в секторе Газа в 2014 году. 

Самая большая тюрьма

Православному палестинцу Дауду Матару сейчас за 70. И он – живое доказательство, что настоящие революционеры не стареют. 5 тюремных сроков, самый большой из которых 3,5 года, он провел без приговора, просто ожидая в изоляторе решения суда. Все его уголовные дела – политические: за митинги, демонстрации, выступления. Говорит, главная его «вина» в том, что он палестинец, и, как и все его сограждане, каждый раз остро переживает очередное «обострение палестино-израильского конфликта».

Сейчас новый всплеск этой тлеющей проблемы, которая на самом деле уже больше полувека никогда не затухает дольше чем на 3–5 лет. 

– У наших братьев, мусульман, сейчас начался священный месяц Рамадан, который накладывает большие ограничения в течение светового дня – нельзя ругаться, проявлять агрессию, испытывать ненависть. Поэтому демонстрации и митинги сейчас смещаются на ночное время. Но палестинцы по-прежнему будут выходить к границе и протестовать против своего положения. Европейцам трудно понять и даже представить, как здесь живут:  перебои с технической водой, питьевая вода – вообще дефицит, свет подается на несколько часов в сутки, многим просто негде жить. Сейчас границу усилили, и нам люди жалуются, что ни выехать, ни въехать. Даже для нуждающихся в медицинской помощи это проблема. Палестину называют самой большой тюрьмой в мире – за колючей проволокой в прямом смысле находится вся страна, – рассказал «Собеседнику» Дауд Матар.

Посольство на крови

– Формальной причиной обострения на Ближнем Востоке послужило решение Дональда Трампа перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим, тем самым этот город признается единой и неделимой столицей Израиля. Что, конечно, возмутило палестинцев, которые считают Восточный Иерусалим своим городом, временно оккупированным евреями. Отличие этого конфликта от всех предыдущих в том, что израильтяне уже официально объявили, что будут действовать максимально жестко даже для них, – прокомментировал «Собеседнику» эксперт по Ближнему Востоку, доцент Российского гуманитарного университета Сергей Серегичев.

– Палестинцы все равно не уступят. Большинство из них живут в таких условиях, что им и смерть не страшна, – уверяет Дауд Матар.

Зачем Трампу нужно было провоцировать ситуацию? Решение о переносе посольства было принято в США еще в 1995 году, но ни один американский президент с тех пор не рискнул воплотить его в жизнь. 

– Трамп, конечно, хочет показать себя главным хоть на каком-то направлении. У него сложности внутри своей страны, в Сирии также единоличного лидерства не получилось. Вот и решил сделать перезагрузку старой проблемы на Ближнем Востоке. Иерусалим и до него был «худой коровой», просто Трамп ее пнул так, что она полетела, снося все на своем пути, – считает Сергей Серегичев. – И конечно, Израилю и США надоело терпеть, что Палестиной правит террористическая группировка ХАМАС.

Русские палестинцы

Елена – одна из 3000 русских в Палестине. История типичная: познакомилась с мужем-палестинцем, когда он учился в России. Сейчас у них трое детей. Елена работает в музыкальной школе в Рамалле. На уроках учит с детьми «Калинку-малинку» и «Катюшу» – говорит, сами захотели, когда услышали мелодию. А в городе есть даже клуб знатоков «Что? Где? Когда?»

К жизни в Палестине надо привыкнуть – на дорогах повозки с осликами конкурируют с авто, самые новые из которых 2002–2003 годов выпуска – периода до экономической блокады. Многие товары ввозятся контрабандой через подземные тоннели, которых на границе с Египтом вырыто больше 1000 штук, – из-за них экономику Палестины называют «тоннельной». Большинство кварталов – хаотичная застройка и развалины от бомбежек.

– Многое зависит от района проживания, – рассказывает «Собеседнику» Виктория, которая живет в самом эпицентре событий – Газе, но в респектабельной ее части, которую никогда не обстреливали. Ее муж – главврач крупной клиники. – С 1992 по 1994 год я ездила в Палестину в гости к будущему мужу, тогда здесь было спокойно и благополучно. Вкусные и дешевые продукты, отзывчивые люди – если скажешь, что у тебя проблема, вся улица придет тебя спасать. В 1995 году я осталась здесь – как оказалось, навсегда.

Виктории не нужно было работать – муж мог содержать ее и их троих детей. Но с момента обострения конфликта все изменилось: последние 2 месяца зарплаты почти нет, выдали по трети суммы 2 раза, и все.

– Воду дают раз в 2–3 дня, света нет по 20 часов, газа может не быть неделю. Чтобы выехать, нам 1,5 года назад пришлось заплатить по 2 тысячи долларов с человека. А сейчас, похоже, и за эти деньги не выедешь. У меня есть российский паспорт, но нас воспринимают как палестинцев, поэтому – запрет. Хотя я и платок-то надеваю далеко не всегда. И мы еще неплохо живем, здесь немало тех, кому гораздо хуже. Молодежь, которая ездит протестовать на границу, как правило, не имеет ни денег, ни образования, ни работы, ни перспектив. Если их ранят в боях, они хоть компенсацию получат – 200–300 долларов, – говорит Вика.

Обсуждать политику Виктория отказывается – небезопасно. Только культуру и досуг – как с другими русскими подружками ходит в Христианский клуб (на самом деле не религиозный, а культурно-спортивный центр), а детей водит в клуб «Парус». Русскую культуру здесь все любят и ценят. 

Россия им поможет?

Сегодня оно, конечно, звучит иначе, но выражению «Русская Палестина» уже почти 200 лет. Еще в середине XIX века Николай I издал указ о создании в Иерусалиме Русской духовной миссии, которая позже переросла в Императорское православное палестинское общество (ИППО), существующее и сегодня. В России его возглавляет бывший глава Счетной палаты Сергей Степашин, в Палестине – Дауд Матар. По сей день Россия сохраняет третье  место в мире по объему собственности на Святой земле после Ватикана и Греческой церкви. 

ИППО организует туры на Святую землю, управляет собором, подворьем. Хотя сейчас, как говорит Дауд Матар, число паломников уменьшается – многие отказываются от поездки, боясь вместо религиозного паломничества попасть на войну. 

В советское время СССР всегда поддерживал Палестину. Наша гуманитарная помощь летела к ним, а студенты из Палестинской автономии – к нам. 

В 1990 году в России открылось палестинское посольство. В 2005 году – новый виток отношений. Путин встретился с главой Палестинской автономии Ясиром Арафатом, и даже зашла речь о переговорах с ХАМАС. В Вифлееме именем Путина назвали улицу и Российский культурный центр. Именем Дмитрия Медведева назвали улицу в Иерихоне. 

Расстрел десятков и ранение тысяч палестинцев в мае этого года Россия, конечно, осудила, но не так громогласно, как это делалось в советское время. И не так, как поступил Эрдоган, закрыв турецкие посольства в Тель-Авиве и Вашингтоне. 

– Это был не бой, а бойня, военное преступление и чудовищное злодеяние, – выражает мнение многих ближневосточных экспертов журналист Максим Шевченко.

– Россия сейчас пытается поддерживать хорошие отношения и с Израилем. Нетаньяху из военной среды, и вообще они с Путиным похожи по складу. Плюс Израиль не осудил присоединение Крыма. Нетаньяху приехал в Москву 9 мая – в страну, которая, заметьте, находится под санкциями. В конце концов, мы заинтересованы в израильских овощах, так как многие мировые поставщики нам сегодня недоступны. Поэтому вряд ли Путин сейчас захочет портить отношения с Израилем, – полагает Сергей Серегичев.

– Что будет дальше? Мы здесь привыкли так жить, чтобы не планировать далеко, – говорит Виктория. – Потому что никто не знает, что будет через 3 дня и даже завтра. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №19-2018.

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика