Надежда Гужева: Telegram без адресата. Остальным приготовиться?
Обозреватель Sobesednik.ru – о блокировании мессенджера Telegram решением суда и возможных последствиях этого
Обозреватель Sobesednik.ru – о блокировании мессенджера Telegram решением суда и возможных последствиях этого.
Два ржавых ключа, «высланные» главе ФСБ России Бортникову на минувшей неделе, не помогли. В пятницу Таганский суд Москвы стремительно – в течение получаса – вынес решение о немедленной блокировке мессенджера Telegram. На радость Роскомнадзору, который тут же внес его в реестр запрещенных. В понедельник провайдеры вроде как приступили к блокировке ресурса на всей территории страны. Не знаю, насколько успешно – у меня все работает. Да и Павел Дуров обещал, что программа сама справится с «товарищем майором».
Утверждения спецслужб, что Telegram надо прикрыть, потому что им пользуются террористы, ранее вызывавшие приступы истерического смеха и поток шуток про пользование электричеством/общественным транспортом/туалетом, сейчас не вызывают даже легкой усмешки.
Товарищ майор, теперь эти ваши террористы не только не перестанут пользоваться Telegram, а вообще исчезнут из вашего поля зрения. Сразу после огласки решения суда миллионы ринулись осваивать всевозможные средства обхода блокировок и быстро добились успеха (даже канал «Россия» выложил инструкцию по игнору запрета, правда, потом стыдливо удалил ее). Не думаю, что члены запрещенных в РФ организаций оказались глупее. Вашими стараниями теперь даже те, кто до недавнего времени ничего не знал про VPN и Tor, с ними на «ты».
Недавно, когда на Украине блокировали «В контакте», российские чиновники назвали это «дискредитацией власти» (Алексей Волин), «проявлением цензуры по политическим мотивам» (Мария Захарова) и «разрывом связи между простыми людьми» (Евгений Ревенко).
В случае с Telegram, к слову, едва ли не единственным конкурентным в своем сегменте российским продуктом, оказалось, что «закон есть закон» (Дмитрий Песков) и «переходите на ICQ, он ничем не уступает» (Герман Клименко). Сейчас можно только гадать, что это было – попытка уничтожить ресурс, где все еще ведется свободная политическая дискуссия и куда не добралась цензура, или стоит ждать массированной атаки на все прочие средства коммуникации. Эксперты склоняются к последнему. Делаем ставки, кому приготовиться?
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №15-2018.