Наталья Зубаревич: Мер противодействия любви чиновников к самим себе в России нет
Директор региональной программы Независимого института социальной политики – о повышении пенсий чиновникам
Директор региональной программы Независимого института социальной политики о повышении пенсий чиновникам:
– Заксобрание Камчатки проголосовало за повышающие коэффициенты к пенсиям для крупных чиновников и руководителей парламента региона. Местные эксперты подсчитали, что в результате пенсии губернатора Владимира Илюхина, главы местного Закса и их замов превысят 100 тыс. руб./мес. Примечательно, что сделано это было «в целях обеспечения социальных гарантий, а также принимая во внимание отсутствие индексации должностных окладов на протяжении четырех лет»...
Особенно трогательно выглядит забота о «социальных гарантиях» для себя любимых, в то время как средняя пенсия на Камчатке – 24.300 (в 2016‑м), средняя по России – 17,4 тысячи (в 2016-м). То есть они понимают, что на такие деньги особо не проживешь. И хотя у чиновников пенсия сильно выше средней, все равно под шумок пытаются себе выбить побольше...
Второй момент. Такие доплаты идут из местного бюджета. А он на Камчатке дотационный на 60%. Это самый высокодотационный регион из всех. Но местная власть на голубом глазу кладет на него еще и мощную дополнительную нагрузку в виде особых выплат высоким начальникам!
Нехорошо, товарищи. Впрочем, начальство всегда стремится что-то устроить для себя за счет бюджета: такое, увы, часто встречается и в других регионах.
Не думаю, что это ответная мера на федеральное ужесточение с 2018-го правил получения пенсии госслужащими. Местные чиновники явно просто стелют себе солому: нынешнему губернатору 56 лет, срок его полномочий заканчивается в 2020-м. Обычно со сменой главы меняется и его окружение. Вот сегодняшняя команда и беспокоится о «подушке безопасности».
Заметьте, решение прошло, несмотря на протест прокуратуры и негативное отношение Минюста РФ к законопроекту. Если честно, на самом деле институциональных мер противодействия любви чиновников к самим себе в России нет. А барьеров, которые мешают самооплодо-творению чиновников, готовых утвердить для себя все что угодно, поскольку они себя очень любят, не так уж и много.
Это, во-первых, «вопли» народного возмущения (но тогда должны быть хоть какие-то независимые СМИ, которые доносят эту информацию до общества), потому что, если никто не «вопит», прокуратура особо и не лезет.
Возможно и во-вторых: прокуратура обычно возникает, когда есть драка в элитах – ну не срослось у губернатора с силовиками, и те начинают копать под него. В конце концов губернатора Коми Гайзера посадил местный прокурор, который зашел со стороны Северо-Западного полпредства... И дело пошло.
Не исключена, конечно, и такая ситуация: попался вменяемый прокурор (что большая редкость), который не побоялся качать федеральные права, доказывая, что решение принято незаконно. Но такие истории очень персонифицированные.
Наталья Зубаревич,
директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №14-2018 под заголовком «Нехорошо, господа хорошие!».