Зазеркалье в Лужниках: репортаж с "путинга"-2018
Митинг за Путина переплюнул советские массовые мероприятия по части агитпропа, прогибов и пускания пыли в глаза
Митинг в поддержку Путина переплюнул советские массовые мероприятия по части агитпропа, прогибов и пускания пыли в глаза.
Граждан любезно подвозили из самых разных мест. Коммунальщики, сотрудники префектур, учителя, студенты... Схема отработана уже годами — так же свозили людей, например, на празднование годовщины крымских событий. Разнарядки в бюджетные учреждения, списки, организованные колонны. Эдакие «вежливые люди»: их много, они прибыли на спецавтобусах, все всё понимают, но расспросы о том, по своей ли воле они оказались в Лужниках, приравниваются к гнусной антироссийской провокации.
Пресс-секретарь штаба Путина Андрей Кондрашов накануне сказал «Эху Москвы», что ему о фактах принуждения к участию в митинге неизвестно. Можно ли было отказаться в ответ на ненавязчивую просьбу начальства «освежиться» в мороз на стадионе — это в каждом случае индивидуально. Но по старой советской традиции «отщепенцем» быть невыгодно, боязно, да и бессмысленно: изменить ничего не изменишь, а занозой на теле монолитного общества прослывешь и в списках на увольнение ощутишь себя первым.
Тем более бессмысленно выходить из строя артистам эстрады. «Я — счастливый как никто», — пел Григорий Лепс, у которого на разогреве выступил с речью сам Владимир Владимирович. «Просто подари мне один только взгляд, и я сразу сказочно стану богат», — известная вещица Филиппа Киркорова в контексте поддержки Путина тоже обрела особый сакральный смысл. Подвела только строчка «Вызову весь мир на войну», после которой Филиппа Бедросовича хотелось спросить, знаком ли он с анекдотом про Рабиновича, который нес плакат «Нас — рать!». То ли дело Лариса Долина, которая решила, что кандидата лучше всего поддержать проверенной на генсеках советской классикой «Желаю тебе, земля моя». «Благодаря Владимиру Путину я, состоявшаяся артистка, взрослая женщина, поняла, что такое патриотизм. Меня переполняет гордость», — добавила Лариса Александровна в прозе.
Но всех переплюнул Стас Михайлов. У любимца базового электората нужная песня в репертуаре имеется уже лет семь как. Она написана с той же простотой и прямотой, как Стас умеет писать песни о любви. И даже еще проще и прямее. «Ополчились да оскалились за кордоном холуи. Как шакалы лают издали. Знать, боятся нас они... Не пытайтесь и не пробуйте приближаться к нам с мечом! Полетят все ваши головы с благословения икон», — Стас как мог согревал поэтическими виршами замерзших бюджетников, мужественно согласившихся постоять за «побитую неприкаянную Русь» на стадионе в минус десять мороза.
Басков, Розенбаум, «Руки вверх», Тимати, Орбакайте — наши эстрадники привыкли, с одной стороны, выступать единым строем, а с другой — бороться за место под солнцем. Что в новогоднем телеэфире поближе к курантам, что на предвыборном концерте поближе к выступлению самого Путина. В конце концов, делать людям приятное — их работа. Особенно правильным людям. Раньше пели за Ельцина, теперь за Путина. Никакой сенсации.
Помимо песен были и очень короткие речи. Стасом Михайловым прозаической части митинга-концерта следовало бы признать доверенное лицо кандидата Путина Игоря Ашманова, вспомнившего войну в Сирии. «Мы воюющая страна, это надо сказать прямо, — сказал он прямо. — У нас есть главнокомандующий. Он присоединяет территории, выигрывает войны, представляет новое оружие. Как можно менять главнокомандующего в воюющей стране?» Если бы в Лужниках был занавес, в этот момент его следовало бы опустить.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №9-2018.