5 главных вопросов о молодежи на митинге "Он вам не Димон" 26 марта

Sobesednik.ru попытался выяснить причины внезапной активности молодежи на антикоррупционном митинге «Он вам не Димон»

Фото: Мало кто ожидал, что 26 марта на акцию протеста выйдет так много молодежи // Андрей Струнин / «Собеседник»

Sobesednik.ru попытался выяснить причины внезапной активности молодежи на антикоррупционном митинге «Он вам не Димон».

«Праздник непослушания», «детсадовский протест», «революция школоты», «мимимитинг» и даже «политическая педофилия» – как только не называют молодежный протест, который 26 марта выплеснулся на улицы страны.

Почему протест так резко помолодел и к чему это может привести, спросил Sobesednik.ru у экспертов.

1. Как и почему на акции протеста оказалось столько школьников и студентов?

– На митинги идут те, кому терять нечего и у кого меньше страха. Для молодежи выход на акцию, особенно неразрешенную, – это приключение, проверка смелости, движуха. На смену поколению конформистов приходит поколение нонконформистов. У молодежи особая чувствительность к любой несправедливости, к тому, что их постоянно пытаются опионерить и окомсомолить, что-то запретить, что-то насадить. Это поколение, которое родилось при Путине, выросло при Путине, и ничего другого они не видели, поэтому у них больше запрос на перемены, – считает политолог Константин Калачев.

– Навальный не зря учился в Йеле (университет в США), освоил политтехнологии, продвижение в интернете. Средств, видно, на этот ФБК не жалеет. А в интернете кто сидит? Молодежь! Кстати, важно не только то, что вышла молодежь, а что взрослые люди, которые выходили на первые, самые многочисленные митинги в Москве, больше на них не ходят, видимо, разочаровавшись, – уверена адвокат Виолетта Волкова.

– Я был на Тверской 26 марта, школьников и студентов там была четверть-треть, просто они выделялись из толпы неформальным и где-то отвязным поведением, – поделился директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков. – Думаю, Навальный и сам не ожидал увидеть столь молодую аудиторию. Это поколение, упущенное года с 2007‑го, когда были свернуты молодежные программы, Росмолодежь после скандального ухода Якеменко с поста превратилась в фикцию, а все программы по работе с юным поколением – в элементарное освоение средств. А протест предлагает им ясный посыл. Это хорошо ложится на обсуждения в соцсетях, школах, университетах о вмешательстве РПЦ, насаждении патриотических движений, на явную кастовость общества, когда привилегированным детям – всё: гонки, зеленый свет, должности в госкорпорациях. Поэтому протестная молодежь и идет туда, где им это красиво объясняют и доходчиво подают.

2. Платили ли им деньги?

Версия о финансовом мотиве участников протеста родилась из аудиоролика, записанного в автозаке, где молодые ребята передают друг другу слова Алексея Навального о том, что если кого будут «винтить», то им потом бесплатно помогут составить обращение в Европейский суд по правам человека, где присудят 10 тысяч евро.

– Версия раздута провластными силами, которые думают, что на митинги можно ходить только по принуждению или за деньги, поэтому им так трудно поверить, что люди идут по убеждениям, – полагает Константин Калачев.

[:image:]

– Верю, что кто-то из молодежи мог на самом деле проникнуться идеей «легких денег», – возражает Виолетта Волкова. – Но как юрист могу точно сказать, что гарантии относительно ЕСПЧ вилами на воде писаны. Решения по поводу Удальцова (левый политик, осужденный по «болотному делу» 2014 года) мы ждем уже несколько лет. Хотя у Навального, Немцова и Яшина все прошло быстро и гладко. Также некоторым ЕСПЧ присуждал по 26 тысяч евро компенсации, а кому-то – 3–4 тысячи.

3. Кого и за что задерживали?

– По нашим данным, больше всего задержанных было в Москве – 1042 человека, которых развезли по 50 отделениям полиции. Несовершеннолетних среди них было меньшинство – в Москве 31 человек. Всех школьников отпустили в тот же день, после того как за ними приехали родители. Но уже с понедельника некоторых из них стали вызывать в Следственный комитет для дачи показаний. Их спрашивали, с кем они общаются, в каких группах в «Контакте» состоят и так далее. Один мальчик нам позвонил и сказал, что его пригласили в комиссию по делам несовершеннолетних «для профилактической беседы», – рассказала Sobesednik.ru сотрудница портала мониторинга политических преследований ОВД-Инфо Ксения Иванова.

По данным ОВД-Инфо, «вязали» 26 марта в основном за митинговую атрибутику – уточек, кроссовки на шее. Один из школьников рассказал, что его препроводили в полицию за том Конституции в руках. Двоих 17-летних парней сняли с фонарных столбов, куда они зачем-то залезли. Кстати, один из них – Роман Шингаркин – оказался сыном экс-депутата Госдумы от ЛДПР, одного из авторов законопроекта о повышении патриотизма среди школьников.

– В отношении всех этих ребят составлены административные протоколы за нарушение установленного порядка проведения митингов. 61 человек в Москве (все – совершеннолетние) получили по 5–12 суток ареста по статье 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции...», один участник получил самый длинный срок – 25 суток, так как был задержан повторно за аналогичное действие. По самому обсуждаемому акту – нападению на полицейского – пока никто не задержан, но идет опрос свидетелей, – сообщила Ксения Иванова.

4. Что грозит подросткам и родителям?

– Формально детей, не достигших совершеннолетия, не имеют права привлечь, а их родителям могут вменить только «административку», – отвечает Виолетта Волкова. – Но и для этого нужно еще доказать ненадлежащий присмотр за детьми. Это будет сложно. 15-летних за руку никто не водит, и сложно проконтролировать, если он сказал, что поехал к бабушке, а сам пошел на митинг. Поэтому если будут прецеденты, то самое большое, что грозит родителям – это штраф 500–1000 рублей. Но и его легко опротестовать.

[:image:]

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович уже предостерег от охоты на ведьм и «закошмаривания» подростков, которые, по словам правозащитника, пришли на митинг кто за компанию, кто по приколу, кто – потому что запретный плод сладок.

5. Будет ли иметь продолжение молодежный протест?

– Нынешние подростки – это другое поколение, сытое. Они не видели пустых полок, у них всё есть. Поэтому потребительские ценности для них неактуальны, а важна ценность самореализации. Поэтому, я думаю, будет продолжение. Особенно если на них усилится давление, – считает Константин Калачев.

– Думаю, это игра с дальним прицелом. В 2018 году у Навального выборных шансов нет, но на следующих выборах нынешним школьникам будет уже по 20, студентам – по 30 лет, и это будет заметная сила, – уверена Виолетта Волкова.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика