После "Димона": что будет с Навальным, Медведевым и протестующими

Sobesednik.ru узнал у политологов, почему «помолодел» протест и как власти ответят на митинг Алексея Навального

Фото: "Молодёжь выступает во всех революционных и острокризисных процессах авангардом" // Igor Russak / Global Look Press

Sobesednik.ru узнал у политологов, почему «помолодел» протест и как власти ответят на митинг Алексея Навального.

Как писал Sobesednik.ru, 27 марта главу Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального оштрафовали на 20 тысяч рублей за организацию несанкционированной массовой акции в Москве и арестовали на 15 суток за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции.

Накануне почти в 100 городах России прошли митинги, поводом для которых послужило расследование ФБК о недвижимости премьер-министра Дмитрия Медведева. На Тверскую улицу в столице вышли, по разным данным, от восьми до 20 тысяч человек. Более тысячи из них были задержаны.

Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что людей «заведомо тащили на неразрешённые места». Кроме того, по его словам, у правоохранительных органов есть «определённые подтверждения» того, что организаторы митинга обещали несовершеннолетним деньги в случае их задержания на акции.

Политологи, опрошенные Sobesednik.ru, сошлись на том, что 26 марта в России состоялась самая масштабная протестная акция за последние пять лет. Наши собеседники также обратили внимание на то, что среди протестующих оказалось много молодых людей. Кстати, сам Алексей Навальный удивился, что на улицы вышло большое количество студентов и школьников: «Это стало новостью для многих вчера, в том числе и для меня».

Историк и политолог Валерий Соловей в разговоре с Sobesednik.ru отметил, что последний раз граждане проявляли такое активное участие в политической жизни страны в декабре 2011 года после выборов в Госдуму:

«Но это событие отличается значительно более высоким морально-психологическим состоянием тех, кто выступал. Они настроены решительней, чем пять лет назад, значительно решительней: это было видно по тому, как они себя вели и что они чувствовали. Люди себя ведут решительнее из-за кризиса. Пять лет назад кризиса не было. Кризис тяжёлый, и непонятно, когда он закончится. Ситуация ухудшается и будет ухудшаться. Это радикализует настроения. Плюс большое количество молодёжи. Это важный показатель, он указывает на то, что события могут начать развиваться по радикальному сценарию – не сейчас, но позже. Самая главная причина того, почему так много молодёжи, заключается в том, что молодёжь не видит никакой перспективы. Молодёжь выступает во всех революционных и острокризисных процессах авангардом», – сказал Соловей.

[:image:]

Как признался Sobesednik.ru политолог Дмитрий Орешкин, он не ожидал, что воскресная акция в Москве окажется столь масштабной. По его словам, Алексей Навальный проявил себя политиком федерального уровня и смог навязать власти свою политическую повестку.

«Помолодевший» состав протестной акции Орешкин объяснил тем, что глава ФБК нашёл новый формат общения с избирателями, который близок и понятен современной молодёжи:

– Навальный делает так, как надо в XXI веке: он жёстко фокусирует тему и представляет её в проектном измерении. Путинский режим – это не главная его тема. Вот Медведев, вот он столько-то денег стырил, утверждает Навальный, и неважно – путинский он, не путинский. Конкретный проект – или Медведева в отставку, или объясните, как это вписывается в законы. Очень конкретно, без политической философии, у него нет абстрактных рассуждений, которые не любит та самая молодёжь. Для неё это «фан» [развлечение, веселье], она ходит в значительной степени как в зоопарк на эти митинги.

Но это не та молодёжь, как в Бирмингеме, которая стёкла бьёт и ворует технику из магазинов под левыми лозунгами. Наоборот, это молодёжь, которая требует соблюдения законности. Это люди завтрашнего дня, которые хотят жить по закону. Они требуют, чтобы им сказали, куда делись бюджетные деньги, которые им принадлежали. Это протест налогоплательщиков: мы платим государству налоги, пусть оно перед нами отчитается. Это очень ново, потому что никогда прежде российские граждане себя налогоплательщиками не считали. Они считали себя поданными, патриотами, винтиками в партийном машине, которые борются за справедливое и светлое будущее, – сказал Орешкин.

[:image:]

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв, в свою очередь, предположил, что протестно настроенная молодёжь, заявившая о себе 26 марта, может стать серьёзной проблемой для Кремля, поскольку для неё пресловутая стабильность не является высшей ценностью, ради которой можно закрывать глаза на несправедливость:

– Есть люди, которые хорошо помнят перестроечные годы, есть те, кто хорошо помнят «лихие 90-е», – сказал Калачёв Sobesednik.ru. – Молодёжь, которая сейчас вышла на митинги, выросла при Путине, отсылки к опыту отцов её не убеждают. То есть на смену поколению конформистов приходит поколение нонконформистов, которое не хочет мириться с несовершенством нашей экономической и политической системой, которое не приемлет коррупцию и воровство. Молодёжь не хочет повторять опыт родителей и жить так, как они. Бунтарство молодых вполне понятно и оправданно. Они прекрасно понимают, что в этом новом прекрасном мире им, в отличие от детей элиты, никто ничего не гарантирует, равного доступа к социальным лифтам нет. В сословно-корпоративном обществе привилегий молодёжь себя не видит и хочет изменений. Люди пришли не Навального поддержать, на самом деле накопилось раздражение. Есть общественный запрос на справедливость и уважение.

По мнению политологов, власти дадут жёсткий ответ на протестную акцию 26 марта, а главное требование протестующих – отправить Дмитрия Медведева в отставку – не выполнят, чтобы не проявить слабость.

«Власть ничем ответить не может, кроме репрессий. Я ожидаю волну репрессий. Если не сейчас, то чуть-чуть позже начнётся репрессивная политика. Давление на политических и гражданских активистов», – предсказал Валерий Соловей.

Завинчивания гаек ожидает и Константин Калачёв. По его словам, акция похоронит надежды россиян на политическую оттепель и приведет к ужесточению законодательных норм.

– Я боюсь, что эти митинги могут повлиять и на характер президентской кампании, – отметил Калачёв. – Владимира Путина сейчас будут пугать протестами, и диалог с гражданами так и не придёт на смену патернализму. Протесты, скорее всего, приведут лишь к активизации использования образа внутреннего и внешнего врага. А Медведев – всего лишь повод, на его месте мог быть и кто-то другой. Говорят о Медведеве, а подразумевают всю нынешнюю элиту. Недовольство пока переносится на Медведева, но рано или поздно оно может коснуться самого президента. Реакция Медведева на эти митинги – его слова о том, что он 26 марта катался на лыжах, – демонстрирует уверенность для элит. И это говорит о том, что он окончательно пожертвовал своим рейтингом, понимая, что его судьба зависит исключительно от президента. Подобная реакция – ещё один повод для того, чтобы оппозиция продолжила превращать Медведева в антигероя.

[:image:]

Дмитрий Орешкин считает, что власти сделали всё возможное, чтобы отпугнуть людей от митинга 26 марта, и что ответный удар Кремль нанесёт по организаторам мероприятия:

– Главное – это не участники протеста, а его организаторы. На них они сосредоточатся. Какому-то полицейскому голову проломили – это уголовка. Дело техники протянуть эту уголовную ниточку от того, кто трахнул по голове (его, скорее всего, не найдут, и мы можем только догадываться, человек из какой структуры стукнул его по голове), к организаторам митинга. Это одна сторона дела. А вторая – это арест штаба Навального. Там [в «Фонде борьбы с коррупцией»] 17 человек, кто-нибудь что-нибудь скажет ненужное, или их заставят сказать, или найдут что-нибудь. Так или иначе контрудар будет нанесён персонально по Навальному, его семье, его детям. Он делается опасным, поэтому его надо нейтрализовать.

А что касается задержанных на митинге людей, то надо понимать логику кремлёвских организаторов: они совершенно искренне презирают народонаселение, они понимают, что протест без лидера не бывает, поэтому надо нейтрализовать лидера, – считает Дмитрий Орешкин. – Как в своё время говорил Сталин: «Кто организовал вставание?» Вот надо найти того, кто организовал вставание, а тут даже особенно искать не надо. После Болотной, когда надо было запугать всех, было не очень понятно, кто лидер, потому что там была сборная солянка: и Немцов, и тот же Навальный, и депутаты Госдумы. Поэтому приходилось запугивать участников. Сейчас ситуация более локализована, это им понятней, на участников можно не очень обращать внимание, а вот организаторов надо найти и нейтрализовать. Я очень тревожусь за здоровье Алексея Анатольевича и его семью, – говорит эксперт.

Что касается Дмитрия Медведева, то как минимум до президентских выборов он останется на своём посту, уверен Орешкин:

– Парадокс заключается в том, что у Медведева на несколько месяцев появляется такая охранная грамота. Путин никогда не сделает ничего, что может быть интерпретировано как его способность прислушаться к альтернативным требованиям улицы. Никогда. С другой стороны, сам этот процесс показывает, что у Медведева довольно слабые позиции. Но Путин, во-первых, из психологических свойств своего характера не пойдёт на это, а во-вторых, ему сейчас это рано делать. Если он прогонит премьера, то ему придётся ставить какого-то другого, а это всегда рискованно, потому что если он поставит, допустим, Кудрина, то будут довольны либералы, а силовики недовольны. Зачем ему это надо перед выборами? До выборов они дохромают тандемом. Может быть, перед самыми выборами – за месяц или за два – Дмитрия Анатольевича принесут в жертву, чтобы создать ощущение готовности Путина к переменам.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика