Станислав Бергер: Новая забава Эрдогана и Путина
О нерадостных выводах из скорого «разворота» политики России в отношении Турции рассуждает колумнист Sobesednik.ru
О нерадостных выводах из скорого «разворота» политики России в отношении Турции рассуждает колумнист Sobesednik.ru.
Конфликт между Россией и Турцией разрешился так же внезапно, как и начался. Осенью прошлого года противоречия между нашими странами казались непримиримыми — Россия требовала извинений за сбитый Су-24 и жестокое убийство пилота сирийскими повстанцами, а Турция, в свою очередь, не видела проблемы в случившемся и просила уважать свои воздушные границы. Это событие широко отозвалось в обществе, внимание СМИ мгновенно переключилось на травлю очередного врага, а народ дружно крикнул «Не нужны нам ваши овощи и курорты, в Крыму отдохнем». Но, как известно, говорить можно одно, а делать — совсем другое.
После снятия запрета Турция вновь оказалась лидером по количеству проданных путевок, и это, как писал Sobesednik.ru, только за три дня. Нас уверяют, что президенты двух стран сплотились для противостояния терроризму, что теракт в Стамбуле зацементировал основы многолетней дружбы. Но со стороны перемирие выглядит очередной забавой Эрдогана и Путина: хочу — ругаюсь, хочу — мирюсь. Нет в этом конфликте ни логики, ни разума. После разлада Турция самонадеянно двинулась покорять Евросоюз, убеждая предоставить своим гражданам безвизовый режим для въезда и стремясь выбить солидные дотации из Брюсселя. Россия в очередной раз прокричала «Крым наш, езжайте туда, а редиску у фермеров купите». Но на деле планы обеих стран потерпели фиаско: Анкара по-прежнему остается сомнительным другом в глазах европейских и американский правителей, а Россия, зарекомендовавшая себя главным супергероем в борьбе с терроризмом еще в Сирии, получит новый повод для гордости и свободы рук. Кремлю наконец стало ясно: санкции со стороны Европы продлятся еще долго. Обещанные связи с Китаем так и не налажены. В этом свете Турция является для нас выгодным и весьма надежным поставщиком товаров. Вроде бы конфликт исчерпан, однако за политическим поступком кроется и социальная сторона.
Что эта ситуация показала? То, что люди в России, как и прежде, ведутся на очередные рассказы о внешних врагах, в то время как правители готовы ради имиджа оставить своих избирателей без помидоров зимой и без комфортного отдыха летом. Ясно, что переговоры с Турцией выглядели бы не по-геройски — гораздо легче оскалиться, щелкнуть зубами и вспомнить хрущевский лозунг «Мы вам покажем кузькину мать!». Смотрится эффектно, электорат доволен очередным «волевым решением». Даже если такое решение откровенно вредит и финансовым, и политическим интересам России.
Второй аспект: после убийства пилота Су-24 Кремль погрозил решительными мерами. Однако эти меры продемонстрировали только по телевизору. Эфир вновь наводнили эксперты с патологией восприятия, выданной за личное мнение. И в пылу споров эти эксперты забыли о самом простом и самом действенном решении: чтобы наказать Турцию и добиться извинений за сбитый самолет, достаточно перекрыть газовую трубу, чего отечественные политики, радеющие за граждан, так и не сделали, еще раз доказав, что священней патриотизма может быть только бизнес.
В-третьих, после открытия границ никто не удосужился провести разъяснительную беседу с туристами, объяснив, что ехать в Турцию пока опасно, что там их могут настигнуть неприятные последствия в виде терактов и напряженной социальной обстановки. А туристы, со своей стороны, проявили очередную доверчивость к телепропаганде, и, подтерев посты в соцсетях с оскорблениями Эрдогана, кинулись за пока еще дешевыми путевками. Слова словами, а отдыхать нужно с удобством. Важным фактором является и благосостояние наших туроператоров: некоторые из них и раньше-то держались лишь на Турции и Египте, а после провала в Крыму и вовсе потеряли основную часть заработка.
Всё это вроде бы мелочи, разрозненные детали, которые, к счастью не превратились в войну или вооруженный конфликт. Но при их сопоставлении мы опять получаем парадоксальную мозаику: президенты меряются аппаратами власти, граждане верят, СМИ воздействуют. И не хватает в этой цепочке только осознания: сжечь мост легче, чем построить. И неважно, на какой берег кинуты опоры этого моста — на турецкий, на американский, на европейский или на любой другой.
[:wsame:][:wsame:]