Карен Шахназаров: Мне не все нравится. Но альтернативы Путину нет
Sobesednik.ru поговорил с Кареном Шахназаровым о политическом кино и узнал, почему конфликт России и Запада – норма
Sobesednik.ru поговорил с Кареном Шахназаровым о политическом кино и узнал, почему конфликт России и Запада – норма.
В первой части беседы известный режиссер рассказал нам, почему снять свою версию «Анны Карениной».
– Помнится, вы подписывали письмо в поддержку присоединения Крыма к России. Там и снимали сцены Русско-японской войны. Много довольных новым статусом разглядели под Феодосией?
– Местные жители, с которыми общался я, в один голос положительно относятся к этому присоединению. Основной мотив: если бы этого не случилось, то у них была бы война страшнее, чем в Донбассе. Но сам Крым по сравнению с советским временем очень запущен! Ощущение, что эти двадцать пять лет, которые прошли после распада СССР, его нещадно эксплуатировали, всё оттуда тащили, но ничего не вкладывали. Бытовые проблемы, конечно, там присутствуют. Но появились они не в последние два года.
Крым в Советском Союзе был элитным местом, там все начальство отдыхало. Дороги всегда были хорошие. А сейчас… Кстати, многое постепенно приводят в порядок. В том месте, где мы начинали снимать, дороги нормальной не было. А вот когда мы заканчивали съемки, уже провели хорошую трассу от Феодосии до Симферополя.
– Дороги – это еще не всё. Как вам недавнее объяснение Медведева крымским пенсионерам о невозможности индексации: «Просто денег нет сейчас. Найдем деньги – сделаем индексацию. Вы держитесь здесь. Всего вам хорошего». Разве не издевательство?
– Честно говоря, сомневаюсь, что премьер-министр так ответил. Дмитрий Анатольевич – взвешенный человек. Так сказать пенсионерке… Не верю.
– Сомневаться не в чем: зайдите в интернет – сразу найдете это популярное видео.
– В интернете чего только нет. Может быть, это вырвано из контекста?! А может, вообще озвучено другими людьми?! Это же легко сделать. Масса поддельных видеопровокаций гуляет по интернету…
– Да нет, на этот раз все настоящее – и премьер, и его ответ.
– Послушайте, главное все-таки то, что там была бы война, если бы Крым не присоединился к России! Понимаете?! А жизнь там, думаю, со временем наладится.
Искусство – это всегда политика
– Вас часто можно увидеть в политических телевизионных ток-шоу. Для чего вы туда ходите?
– Я никуда сам не напрашиваюсь, и делать пиар мне абсолютно не нужно. Меня приглашают высказать свое мнение по вопросу, который сейчас актуален для страны. У меня есть своя позиция, свои убеждения. Почему нужно отказываться?!
[:image:]
– Есть ли среди ваших коллег, друзей те, с кем отношения стали прохладнее из-за ваших общественно-политических взглядов?
– Я этого не вижу, никто не говорит напрямую. Конечно, кто-то скажет: «Раз так думает Шахназаров, не буду смотреть его фильмы». Ну, пусть не смотрит. Но многие люди, наоборот, поддерживают меня. Да вот сегодня шел по коридору «Мосфильма», подошел человек, пожал мне руку, поблагодарил за мои выступления.
Если говорить о коллегах… Надо быть полным идиотом, чтобы киноработу ставить в зависимость от политических взглядов. Кинематограф – такая сфера, где главное – твой профессионализм. Я могу дружить и дружу с людьми, у которых диаметрально противоположные позиции. Ну, если это не фашист, не расист какой-то.
– А если у него либеральные взгляды?
– У меня, кстати, ко многим вещам вполне либеральное отношение. Нет, мне не мешает дружить и уважать человека из-за того, что он имеет другое мнение. Хотя допускаю, что не все так терпимы. Да вот пример – Дима Быков, о котором вы в беседе уже вспоминали. С ним у нас хорошие отношения. Я считаю его выдающимся литератором, и при этом наши взгляды совсем не совпадают. Он в своих произведениях выше своих политических взглядов. И это правильно. Жизнь проходит, политика уйдет, а книги Быкова останутся. Никому не будет дела, что он там в свое время думал и говорил о политике.
– Вы в своих фильмах старались не затрагивать политические темы?
– Искусство – это всегда политика. И от этого не уйти, хочешь ты этого или нет. Даже трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» – политика. Я же это никогда не ставил во главу угла. И в фильме «Цареубийца» о расстреле царской семьи. Конечно, есть отдельный жанр – политическое кино. Вспомните Стэнли Кубрика и его фильм «Доктор Стрейнджлав…» Или его же «Заводной апельсин».
– Кстати, именно из-за этого в свое время он был запрещен в Англии.
– Да, да. Тридцать лет пролежал на полке! Помню, я приехал в начале 2000-х в Англию и увидел свежие афиши этого фильма. Позвонил актеру Малкольму Макдауэллу, который снимался в этой кинокартине и в моем «Цареубийце». Он мне и рассказал, что «Заводной апельсин» выходит только сейчас.
– Если в 2018 году во время выборов президента России вас снова позовут стать доверенным лицом Владимира Путина, согласитесь?
[:rsame:]
– Да. Моя позиция по отношению к Путину не изменилась. На сегодняшний день я не вижу ему альтернативы. Это не значит, что мне нравится все, что происходит в стране. Но нет того, кто может сегодня соперничать с Путиным. Только хочу обозначить, что сам я не напрашиваюсь в доверенные лица. Мне много раз предлагали уйти в политику, вступить в партии, баллотироваться в депутаты. Не хочу. Не буду.
– Что нужно сделать, чтобы помириться с западными странами? Каждый день только и читаешь о международных скандалах.
– Лично у меня нет ощущения, что мы ссорились. Во всяком случае, это исходит не от нас. А что, такое в первый раз?! Санкции? Так я вырос в СССР, который все время был под санкциями. Сейчас говорят, как будто это с неба свалилось.
В нашей истории постоянно были какие-то споры с тем миром, который Лев Гумилев точно обозначил «романо-германской цивилизацией». И такие мощные образования, как они и наша страна, постоянно находятся в каком-то соперничестве. И в этом я не вижу ничего страшного. Главное, чтобы не доходило до войны.
– Вот ею порой очень отчетливо пахнет.
– В данной ситуации это больше инициатива западного мира. Не мы же расширялись на Запад, а они – на Восток. Это факт. Например, ПРО устанавливают у наших границ. Это же шаг воинствующий!
– Узнаю того Шахназарова, который бывает у Соловьева!
– Если человек работает в публичной профессии, он должен высказываться. Вы же спрашиваете меня о политике? Вот я и отвечаю так, как вижу ее.
Думаю, в конечном счете все уладится. И в Европе, и в Америке много приличных людей, надеюсь, у них здравый ум возобладает. Хотя надо понимать, что споры и ссоры всегда будут. Как говорил забытый ныне, но великий Карл Маркс, «жизнь – это борьба». Никогда не будет такого спокойного, тихого мира, в котором ты будешь спать и ничего не делать.
/Звонок коллеге
Олег Басилашвили: Верю ему, хотя во многом не согласен
– У нас с Кареном много совместных картин. Хотел бы я сниматься в «Анне Карениной» Шахназарова? Да! Но я уже стар. Я бы всегда хотел работать у Карена. Он замечательный режиссер, на фоне многих выделяю его – на общем мировом уровне! Карен – счастье для актера.
[:image:]
К тому, что Карен участвует во всех этих ток-шоу, отношусь с пониманием. Все-таки он возглавляет огромный киноконцерн «Мосфильм», а значит, отвечает не только за себя... Он родился в прекрасной семье, по-настоящему любит свою страну. Говорит то, что считает правильным. Не несет всякие мерзости, как Проханов и Жириновский. Шахназаров – не тот человек, который хочет что-то сделать для политической карьеры. Он искренний! Я ему верю, хотя во многом и не согласен.
[:wsame:][:wsame:]