Георгий Сатаров: Ждем омбудсмена-терминатора?

Колумнист Sobesednik.ru — о том, почему новый омбудсмен ситуацию с правами человека в России в лучшем случае не ухудшит

Фото: Владимир Путин и Элла Памфилова // kremlin.ru

Колумнист Sobesednik.ru — о том, почему новый омбудсмен ситуацию с правами человека в России в лучшем случае не ухудшит.

В соответствии с международными стандартами уполномоченного по правам человека (или, говоря простым человеческим языком, омбудсмена) в России назначает Государственная Дума (Конституция Российской Федерации, статья 103, п. 1е). В демократических странах эта традиция обусловлена тем очевидным обстоятельством, что именно исполнительная власть практикует нарушение прав граждан «от имени государства». Трудно представить себе, чтобы права человека нарушались решениями судов или законами, принимаемыми законодательной властью. В последнем случае существуют процедуры оспаривания законодательных актов в судебном порядке. Такая легитимация омбудсмена в рамках системы сдержек и противовесов создает условия для его эффективности.

В России ситуация совершенно иная. Во-первых, источником нарушения конституционных прав и свобод граждан является само Федеральное Собрание, непрерывно штампующее законы, нарушающие Конституцию. Во-вторых, суды систематически выносят приговоры, попирающие права граждан на самое главное — на правосудие. В-третьих, Федеральное Собрание уже почти пятнадцать лет полностью подконтрольно президентской власти. По сути, в таких условиях кто бы ни стал омбудсменом, он оказывается в условиях, когда его полноценная работа практически невозможна. Добавим, что в странах с развитой демократией омбудсмены не сталкиваются с ситуацией, когда нарушение прав граждан является каждодневной и повсеместной практикой власти, как в России, а не исключением.

[:image:]

Тем не менее, окончательный выбор депутатов (не без влияния из Кремля) влияет на то, что будет с правами человека в России в диапазоне от «по-прежнему ужасного» до «безнадежно катастрофического». Фракции в Думе готовят своих кандидатов, скажет свое слово и президент.

Владимир Лукин, несмотря на свой возраст, может быть внесен президентом. В его активе — опыт умелого сотрудничества с Путиным и доброе отношение к нему правозащитного сообщества (что может оказаться и отягчающим обстоятельством). Его выбор позволит сохранить положение «по-прежнему ужасным». На другом полюсе кандидатура Татьяны Москальковой, депутата от «Справедливой России» с 2007 года — генерала полиции, занимавшейся юридическим обеспечением работы ведомства. В Думе она проявила себя нестандартными «силовыми» инициативами. Это побуждает правозащитников относиться к ней как кандидату-терминатору, задача которого — похоронить или взять под полный контроль правозащитную активность в нашей стране. В ближайшие дни мы узнаем, что по этому поводу думает Владимир Путин. Это станет ясно из голосования депутатов.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика