Георгий Сатаров: Хреновы кавказские Робин Гуды

Им можно, потому что они за Кадырова, а он за Путина. А раз за Путина, то можно все что угодно. Это у них такая феодальная логика

Фото: Георгий Сатаров // Андрей Струнин / «Собеседник»

Колумнист Sobesednik.ru Георгий Сатаров о нападении на журналистов в Чечне и о том, как Россия скатилась в феодализм.

Нет, на этот раз они никого не убили, только покалечили, избили, унизили и ограбили нескольких журналистов и правозащитников, наших и зарубежных (что несущественно). Робин Гуды хреновы, трусливо прячущие свои лица под масками. На границе между Ингушетией и Чечней, чтобы неповадно было, чтобы не мешали убивать, пытать, грабить, калечить и унижать кого угодно. Им можно, потому что они за Кадырова, а он за Путина. А раз за Путина, то можно все что угодно. Это у них такая феодальная логика.

[:rsame:]

Прилагательное «феодальная» здесь – не преувеличение и не метафора. Это точное описание социальной реальности в сегодняшней России. Сейчас многие говорят о феодализации режима, и я об этом писал давно. Но первыми это заметили хладнокровные иностранные экономисты в своих научных статьях еще лет десять назад. Есть такая штука, называется Muscovite economic model. Это политэкономическая модель Московского княжества времен Ивана Грозного. Так вот, лет 10 назад начали появляться статьи, в которых современная этим статьям путинская Россия описывалась этой моделью. Мы скатились на четыреста с лишним лет назад.

Но бог с ней, с экономикой. Современное государство вообще появилось лет триста назад. И главное в его зарождении – централизация насилия. Государи говорили своим феодалам: «Всё. Теперь насилие, вполне законное, Богом благословенное, – только моя привилегия. А за это я дарю вам ваших крестьян, делайте с ними всё, что хотите, но пусть пашут землю, доят коров и растят гусей». Это оказалось на какое-то время экономически выгодно. Ведь насилие перестало быть ежедневной и повсеместной угрозой, от которой не укрыться и в условиях которой производить что-либо, помимо удовлетворения собственных повседневных нужд, было просто нелепо. Поэтому Вебер спустя время и назвал государство институтом, имеющим исключительное право на легитимное насилие.

[:image:]

Как он ошибался! Посмотрел бы он на сегодняшнюю Россию, в которой творится то, что было немыслимо ни при диалектическом материализме лет пятьдесят назад, ни при Александре I, ни при Екатерине Великой триста лет назад. Мы скатились во времена Ивана Грозного не только в экономике, но и в политике. И нам показывают уже новую опричнину, которая пробавляется убийствами не только на Кавказе, но и в Москве. При снисходительном (или бессильном?) молчании все в том же Кремле.

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика