Интервью: о причастности "Серых волков" к авиакатастрофе А321
Эксперт поведал Sobesednik.ru, кто может стоять за версией о том, что самолёт над Синаем взорвали турецкие «Серые волки»
Эксперт поведал Sobesednik.ru, кто может стоять за версией о том, что самолёт над Синаем взорвали турецкие «Серые волки».
Новость о том, что за взрывом на борту разбившегося в Египте российского самолета А321 стоят боевики турецкой группировки «Серые волки», всколыхнула мировую общественность. Напомним, 31 октября аэробус «Когалымавиа», летевший из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург, потерпел крушение на Синайском полуострове. Погибли 224 человека.
Известный арабист-исламист, старший преподаватель Школы востоковедения ВШЭ Андрей Чупрыгин, к которому Sobesednik.ru обратился с просьбой прокомментировать ситуацию — чего стоит ждать в отношениях России и Турции, — утверждает: «Серые волки» здесь ни при чем.
[:rsame:]
— Это чистой воды спекуляция на фоне российско-турецкой конфронтации! — уверен профессор. — Я не рассматриваю этот вариант в серьезном контексте. Для меня совершенно очевидно: за взрывом самолета над Синаем стоит «Аль-Каида», одна из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций ваххабитского направления ислама [деятельность признана экстремистской, запрещена на территории РФ решением суда — прим. ред.], которая официально начала называть себя «Исламским государством» [также известно как ИГИЛ; деятельность признана экстремистской, запрещена на территории РФ решением суда — прим. ред.]. Почерк взрыва — их. Территория тоже их.
«Серые волки» — или, как они себя называют, «Бозкурт» — конечно, серьезная организация, — говорит эксперт. — Правительство Турции с ней воевало, а в последнее время пытается заигрывать. Их используют для давления на оппозицию. Но у «волков» нет своей агентуры на территории Египта. Влияние «Серых волков» распространяется в основном на Сирию, на бывшие советские азиатские республики и немного на Европу — Бельгию и Германию. Если вы знаете историю, в 90-е годы они даже хотели совершить государственный переворот в Азербайджане. Правда, это им не удалось. Тогдашний премьер-министр Турции вовремя предупредил Гейдара Алиева.
[:image:]
— Вы говорите, что «Серые волки» серьезная организация. А стоит ли России бояться их?
— Ребята действительно серьезные. В какой-то момент они выпали из поля зрения мировых СМИ, и все начали думать, что они утратили свою силу. Это не так. «Бозкурт» имеет хорошую материальную базу и имеет большое влияние на ИГИЛ и вообще на исламский мир. Идеология пантюркизма побуждает «Серых волков» к активной экспансии за пределами Турции. Организация поддерживает тесные связи не только с турецкими диаспорами в Европе и с Северным Кипром, но и с уйгурским сепаратистким движением в КНР. Они, кстати, пытаются оказать давление на правительство с точки зрения исламизации.
[:rsame:]
А что касается вашего вопроса по поводу того, стоит ли нам бояться «волков», то, на мой взгляд, нет. Исторически «Серые волки» никогда не крысились на Россию. Между нами никогда не было открытого конфликта. «Бозкурт» — движение с большим политическим и военным опытом. Они прекрасно понимают, что прямая конфронтация с Россией может иметь серьезные последствия. С этой точки зрения теракт над Синаем им не интересен — нет цели и задачи. Повторюсь, это дело рук «Аль-Каиды». Если даже конфликт между Россией и Турцией будет усугубляться, «волки» не будут лезть в наши отношения, хоть они и прикормлены Эрдоганом. У них есть свои интересы, им есть с кем воевать. Россия в зону их интересов не входит. По крайней мере сейчас.
— Если вы говорите, что «Серые волки» не взрывали наш самолет, то кому выгодно распускать такие слухи?
— В противостоянии России и Турции есть заинтересованные лица. Я лично с большим интересом смотрю на Саудовскую Аравию, для которой развод по разным углам России и Турции очень выгоден. Был некий момент, когда необычные движение и динамичное развитие [отношений] между Россией и Турцией угрожало интересам других игроков, претендующих на гегемонию в регионе. Тандем Россия — Турция на Ближнем Востоке — это, я бы сказал, была сила, с которой многие вынуждены были считаться.
Саудовская Аравия, хоть и дружественная страна, имеет свои жесткие интересы, — отмечает Андрей Чупрыгин в интервью Sobesednik.ru. — В конфликте может быть заинтересован и Иран. Сотрудничество с Россией, иметь ее в союзниках или хотя бы в качестве экономического партнера, — мечта многих стран.
[:wsame:]