"Запад уже умыл от Украины руки. А его опять туда втягивают"
Sobesednik.ru поговорил с военным экспертом Иваном Коноваловым об обстреле в ДНР и подозрительном затишье
Sobesednik.ru поговорил с военным экспертом Иваном Коноваловым об обстреле в ДНР и подозрительном затишье.
Как ранее сообщал Sobesednik.ru, в воскресенье, 27 декабря, представитель Донецкой народной республики (ДНР) вместе с миссией ОБСЕ попал под обстрел со стороны Украины в поселке Коминтерново. Примечательно, что сотрудники организации прибыли в Коминтерново для расследования стрельбы, случившейся на несколько дней раньше.
Перемbрие ДНР с Украиной и соблюдение мирного режима все чаще подвергается риску. Каждая сторона винит в провокации другую, но тем временем ни одна не начинает полномасштабных военных действий. В том, почему огонь по ДНР продолжается, но не становится активнее, а также какой исход ждет ситуацию на Украине в будущем, Sobesednik.ru разбирался с Иваном Коноваловым, директором Центра стратегической конъюнктуры.
— Как вы считаете, почему в Донбассе произошел обстрел? Ведь какое-то время обе стороны соблюдали перемирие.
— Все эти обстрелы свидетельствуют о том, что, несмотря на определенные усилия, которые киевское руководство пытается хотя бы декларировать, говоря, что в армии, в Нацгвардии наводится порядок, бесконтрольность тех командиров, которые действуют на местах, на самом деле так и осталась неисправимой, как в прошлом году, так и в этом. Поэтому стихийные периодические обстрелы происходят.
Обстрелы уже были и в последнее время, хотя, конечно, не с той интенсивностью и тем постоянством, как раньше, когда были ежедневные и почти бесконечные обстрелы. Сейчас это все, конечно, не так, но тем не менее обстрелы свидетельствуют о том, что нет серьезного контроля за действиями украинских силовиков. Командиры на месте предпринимают решения о самостоятельных действиях. Поэтому гарантировать, что это не будет продолжаться, просто никто не может. Ну и потом, на самом деле, надо помнить, что противники фактически в прямой видимости друг от друга, а это часто приводит к перестрелкам.
Вот в Карабахе сколько лет прошло, как война закончилась, а обстрелы продолжаются. Перемирие в Карабахе хотя бы действует, здесь все то же самое. С другой стороны, конечно, нет сомнений, что, если бы киевское руководство хотело бы усилить контроль, оно бы это сделало. Создается впечатление, что оно это не делает, потому что это ему не выгодно. Им выгодно постоянно держать ситуацию в полукритическом состоянии и в то же время посылать месседж Западу, что, смотрите, в любой момент все может опять начаться, потому что вы про нас забыли.
Сейчас сирийский кризис, все смотрят на это, а с украинским кризисом Запад уже не хочет разбираться. Он фактически умыл руки, — заявил Иван Коновалов в интервью Sobesednik.ru. — Таким образом, это очень удобная позиция, чтобы опять пытаться втянуть Запад в эту непростую ситуацию.
[:image:]
— Как может развиваться эта ситуация в новом году?
— Каждый раз мы не можем гарантировать, что в Киеве не возникнет желания взять реванш за прошлые поражения. Тем более перевооружение там идет полным ходом, усиливаются военные части, работают иностранные инструкторы, проводят подготовку различных частей. И все это, конечно, не дает поводов для такого уж серьезного оптимизма. Но есть и другой момент, что ополчение — но теперь уже будем называть их армией ДНР и ЛНР — они сильны, и это является гарантией, что Киев сто раз подумает, чтобы начать наступление и в этот раз понести еще более страшное поражение. Безусловно, это останавливает.
Как бы там ни было, минские договоренности и действия Франции, Германии и России определенное влияние оказывают. И то, что там ОБСЕ находится, тоже очень серьезный момент. Понятно, что часто их доклады не отражают реальную обстановку. Но с другой стороны, то, что они находятся в зоне конфликта, хоть небольшую, но кое-какую гарантию дает, что Киев подавит в себе желание взять реванш.
— Какой прогноз можно сделать о ситуации на Украине и положении ДНР через несколько лет?
— Если вы вспомните, нынешняя ситуация на Украине для многих явилась шоком, как в мире, так и в России. Мало кто понимал, что до такого могло дойти. Поэтому сейчас, в очень стремительно развивающейся ситуации мировой, в целом, когда все так быстро меняется и возникают новые силы, такие как ИГИЛ [террористическая организация, деятельность запрещена в РФ — ред.], например, загадывать на несколько лет вперед — дело неблагодарное.
— ИГИЛ, который заставил мир забыть про Украину...
— Сирийский конфликт гораздо сильнее сейчас затрагивает Европу. Конечно, после того, как на сирийском фронте появились российские Военно-космические силы (ВКС), это стало затрагивать и США. Потому что США до этого особо не реагировали и предпочитали ситуацию такой, какая она была в Сирии. Вялотекущие бомбежки по позициям террористов, а в основном не по позициям, а мимо, — то есть не работа, а изображение работы. Европа, которая начинала все сильнее говорить, что увеличился поток беженцев и надо что-то с этим делать, Америку мало волновала. Но в октябре, когда свои действия начали российские ВКС, Соединенные Штаты стали более внимательны к ситуации, потому что поняли, что она может кончиться для них политическим крахом на Ближнем Востоке. Активность их повысилась, они стали слушать, что говорит Европа, предпринимать определенные меры, а потом произошли теракты в Париже и масса событий, которые повлияли на все это. Естественно, что украинский кризис отошел на второй план и для Европы сейчас гораздо важнее решение сирийского кризиса, потому что он напрямую по ней бьет. Так же Турция использует совершенно беспардонно фактор беженцев, чтобы влиять на ситуацию в Европе. И вот все это вместе оказывает сложное влияние на ситуацию и на то, что США теперь приходится вместе с Европой предпринимать попытки решения этого кризиса. Закрывать на это глаза больше нельзя, и сейчас, конечно, уже не до Украины.
— А может ли так быть, что Россия введет войска и на Украину?
— Там действует много российских добровольцев, и они оказали большое влияние на те победы, которые были достигнуты ополчением. Но официально войска не были введены даже в самую тяжелую минуту, когда казалось бы, что все, ситуация с ДНР и ЛНР уже безвыходная, даже в самый тяжелый кризис этого не произошло. И сейчас для этого предпосылок нет.
— Сроки реализации минских соглашений сдвинулись на 2016 год. Что будет, если перемирия достичь все-таки не удастся?
— Сейчас ситуация выглядит достаточно просто. Сейчас она приобрела статус замороженного конфликта, коих было немало на территории бывшего Советского Союза. Так же, как и Карабах и Абхазия, до 2008 года — Южная Осетия, да и Приднестровье в определенном смысле, хотя присутствие российских миротворцев оказало позитивное влияние и там уже столько лет ни выстрела не прозвучало. Здесь и сейчас все пока движется к этому. И такой конфликт может быть заморожен очень надолго.
[:wsame:]
[:wsame:]