Поражение "друга Путина" – чем это грозит России?

Оппозиция Венесуэлы победила на парламентских выборах. Как это отразится на России, узнал у экспертов Sobesednik.ru

Фото: Президент Венесуэлы Николас Мадуро и российский лидер Владимир Путин // Global Look Press

Оппозиция Венесуэлы победила на парламентских выборах. Как это отразится на России, узнал у экспертов Sobesednik.ru.

Оппозиционный блок «Круглый стол Демократического единства» одержал победу на выборах в парламент Венесуэлы. Уже известно, что коалиция будет иметь 99 из 167 мест в Национальной ассамблее, а ныне правящая «Единая социалистическая партия» Венесуэлы займет 46 мест.

Как получилось, что при контролируемых режимом СМИ победу на выборах одерживает оппозиция? Изменятся ли отношения с Россией? Как победа оппозиции может отразиться на внешней и внутренней политике Венесуэлы? Возможен ли подобный сценарий у нас, сделает ли выводы российская оппозиция? Обсуждаем эти вопросы с экспертами Sobesednik.ru.

Кто противостоит властям в Венесуэле?

Некоторые специалисты придерживаются мнения, что политические режимы в странах Латинской Америки похожи на российский. Однако Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий, не согласен с тем, что страны корректно сравнивать. Эксперт обращает внимание на сильные демократические традиции в Венесуэле, мощь оппозиции и особенности избирательной системы этой страны:

— Венесуэла совсем не Россия, там было разное: в 90-х был избран президент-демократ, был и режим Уго Чавеса, однако демократические традиции там укоренились. Кроме того, оппозиция все время была представлена в органах региональной власти. Например, мэр Каракаса, который всячески преследуем нынешним режимом, — он оппозиционер. Кандидат от оппозиции в президенты, Энрике Каприлес, — он губернатор одного из штатов [штат Миранда — прим. ред.].

У оппозиции там есть свои мэры и губернаторы, а также свои сильные электронные СМИ. Конечно, основные каналы контролируются правящим режимом, но оппозицию можно услышать и там, — подчеркивает Макаркин. — Если перейти к выборам, стоит сказать про систему — она там частично мажоритарная, частично пропорциональная. На всех последних выборах оппозиция чуть-чуть отставала: на парламентских выборах 2010 года разрыв был очень маленький, на президентских выборах разрыв был минимальный — 51% против 49%. Но на парламентских выборах сторонники действующей власти побеждали за счет широкой коалиции, куда входили представители среднего класса, которые выиграли от нефтяного благополучия.

[:image:]

Не забывайте и о харизме бывшего президента Уго Чавеса — ни у кого из его соратников этого и близко нет, — отмечает политолог. — Он был выдающимся политиком: оратор, яркая фигура, масштабная личность. Но и при этих условиях, учитывая, что сторонники Чавеса выигрывали мажоритарные округа успешно, при всем этом оппозиция серьезно была представлена в парламенте. На выборах 2010 года, еще при жизни Чавеса, за его сторонников проголосовало 48%, а за оппозицию 47%. Перевес был получен властями за счет округов, харизма Чавеса вытягивала кандидатов, в итоге у чавесистов было 98 мест, а у оппозиции 65. И как все это сравнивать с нашими реалиями? Совсем другая жизнь.

Напомню, Николас Мадуро выиграл президентские выборы с очень большим трудом, только за счет Чавеса, за счет того, что был его преемником. Он даже с птичкой какой-то говорил — та птичка, по мнению многих, и была Чавесом, — напоминает о перипетиях выборов в Венесуэле Алексей Макаркин. — Это немножко странно для нас, но для латиноамериканской культуры вполне приемлемо.

В Венесуэле очень электорально сильная оппозиция, но со своими проблемами, скорее это блок, достаточно разрозненный. Оппозиционных партий много, их объединяет неприязнь к Чавесу, Мадуро и другим. А если они будут формировать правительство, то это будет очень сложный компромисс, — заключает эксперт.

[:image:]

Владимир Милов, лидер партии «Демократический выбор», вспоминает другие успехи оппозиционных сил в Венесуэле. Например, референдум 2007 года, организованный Уго Чавесом, предполагал продление полномочий президента, но более половины проголосовавших высказались против. Кроме того, на последних президентских выборах в 2013 году кандидат власти Николас Мадуро выиграл лишь с небольшим преимуществом. Эксперт также отдает должное правильной стратегии оппозиционных сил:

— Они долбились и не сдавались. Там была куча всяких бойкотных настроений, и многие говорили «пора валить». Но в Венесуэле оппозиция выбрала правильную стратегию, она сделала выводы из очень неудачного бойкота парламентских выборов в 2005 году. Теперь та акция может войти в учебники как пример неудачного бойкота. Вот это упорство на протяжении 10 лет дало результат. Конечно, сыграли свою роль экономические трудности и отсутствие у Мадуро харизмы и управленческих талантов Чавеса. Победа — это сочетание разных факторов и довольно благоприятные обстоятельства, но самое главное — упорство и участие оппозиции во всех политических процессах и выборах, которые были в течение последних лет.

Экономический кризис и другие причины провала властей

При контроле основных СМИ властями оппозиции все же удалось победить на выборах в парламент страны. Каковы же причины краха правящих сил? По мнению Алексея Макаркина стремительную потерю популярности властей можно объяснить тем, что руководство страны не создало резервных сбережений на случай кризиса:

— Думаю, избиратели стали поддерживать оппозицию из-за экономического кризиса. Вся система там держалась на высоких нефтяных ценах, и если в России что-то откладывали в Резервный фонд, забирая часть средств, то в Венесуэле был выбран другой путь. Чавес провозгласил курс на максимальное обогащение своих сторонников, кроме того, были огромные инвестиции в социальную сферу, в жилищное строительство. Все это имело оборотную сторону — многих облагодетельствовали, но ничего не отложили на черный день. Сейчас ситуация носит обвальный характер: Венесуэла пострадала сильнее, чем все остальные страны от падения цен на нефть. Много всплывает экзотичных ситуаций, похожих на наши 25-летней давности — там есть, например, очереди за туалетной бумагой.

Согласен с такой точкой зрения и Владимир Милов. Эксперт проводит сравнение с работой руководства СССР, которое не справилось с нефтяным кризисом, а после упустило из под контроля и политическую ситуацию в стране:

— Конечно, можно считать основной причиной проигрыша властей падение цен на нефть. Однако не надо все упрощать, так как есть масса примеров стран, зависящих от нефти, которые выдерживали снижение цен. Тут можно вспомнить СССР конца 80-х — снижение цен на нефть не было фатальным. Если бы тогда начали серьезные экономические реформы, переход к рынку, условно к «китайскому варианту», то, возможно, все было бы по-другому. Но была некомпетентность советского руководства. То же самое можно про Мадуро сейчас сказать.

[:image:]

Безусловно, цены на нефть стали катализирующим фактором, но есть и стечение разных обстоятельств, неспособность властей адекватно реагировать на кризис, мы это и в России наблюдаем сегодня, — подчеркивает Милов.

Изменение отношений с Россией — вопрос времени

Повлияют ли итоги выборов на отношения Венесуэлы с Россией? Венесуэла — важный экономический партнер России. Отечественные компании подписали здесь договоры на миллиарды долларов — например, ОАО «НК "Роснефть"» и PDVSA заключили контракт на поставку около 1,6 млн. тонн нефти.

Алексей Макаркин прогнозирует два варианта развития ситуации. Лучший из сценариев дает лишь отсрочку России в несколько лет, после чего все контракты могут быть пересмотрены, а внешняя политика Венесуэлы, вероятно, будет переориентирована в сторону США:

— В Венесуэле изменение ситуации касается пока власти законодательной, а не исполнительной — Мадуро остается, и России в ближайшее время здесь ничего не угрожает, так как парламент не имеет права отменять те или иные сделки с «Роснефтью» и другими компаниями. Будет сложнее заключать новые договоры, парламент сможет препятствовать их заключению, но существующие контракты вряд ли отменят.

Сейчас интересно, как будет вести себя оппозиция, — говорит эксперт. — Тут два варианта. Первый: они ждут, пока президент Мадуро исполняет свои полномочия до следующих выборов, занимаясь обычной работой в парламенте. Этот сценарий России выгоден. Второй вариант: после того, как истечет первая половина президентского срока Мадуро, а это будет весной следующего года, оппозиция может потребовать проведения референдума о доверии президенту. В Венесуэле есть такой закон, по которому можно собрать определенное количество подписей и инициировать проведение референдума, по результатам которого руководителя страны реально отправить в отставку. Оппозиция, вполне вероятно, попытается развить свой успех — не будем забывать, что популярность президента невысока и вряд ли цены на нефть сейчас пойдут вверх. И если оппозиция приходит к власти, может быть организованно расследование о деятельности предыдущей администрации. Во внешней политике может начаться сближение с США, например в рамках Транстихоокеанского партнерства, которое продвигают Соединенные Штаты. Это будет совершенно другая политика, отличная от той, к которой привыкла Россия.

Урок для российской оппозиции

Ситуация, при которой на выборах в России большинство в парламенте получают оппозиционные силы, кажется сейчас нереальной. Но, возможно, наши политики сделают свои выводы из ситуации в Венесуэле?

Алексей Макаркин считает, что отечественным оппозиционерам недостает политической гибкости:

— Ранее в этом регионе было торжество неолиберализма. Это привело к определенным перекосам. После чего там стали популярны левые партии. Для российской оппозиции, мне кажется, было бы полезным перенять некоторые левые и левоцентристские идеи, которыми пользуются оппозиционеры в Венесуэле. У нас часто оппозиция ассоциируется с крайними либеральными реформами, а это очень непопулярно.

[:image:]

Владимир Милов отдает должное политикам из Венесуэлы: их упорство и жажда власти принесли желаемый успех. Именно эти качества сейчас необходимы российским оппозиционерам, некоторым из которых недостает упорства в достижении цели, отмечает политик:

— Российская оппозиция, мне кажется, уже движется в правильном направлении. Ее представители начали понимать, что нужно добиваться представительства в органах власти. Для этого нужно активно работать по всей стране, участвовать во всех выборах. Вас не поймут, если вы пытаетесь создать какую-то параллельную реальность, играете в свою игру. Надо участвовать в той игре, которая имеет место в этой стране, какая бы грязная она ни была, надо ввязываться в драку, и только это поможет привлечь сторонников. Но этот путь не будет легким, быстрым. И Каприлес, когда стало ясно, что они выигрывают, произнес слова, которые дали результат: «терпение, последовательность, настойчивость». Вот это главный урок.

Нельзя думать, что можно решить наши проблемы каким-то одноразовым наскоком, простым и быстрым решением, а если это не получается, то сразу уезжать. Это долгий процесс выцарапывания власти, Венесуэла — ярчайший пример, — заключил Владимир Милов в комментарии для Sobesednik.ru.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика