"Подожгу фуру прямо здесь". Как дальнобойщики идут на Москву
Чем закончится протест дальнобойщиков, которые из-за «Платона» хотят перекрыть МКАД 3 декабря, выяснял Sobesednik.ru
Чем закончится протест дальнобойщиков, которые из-за «Платона» хотят перекрыть МКАД 3 декабря, выяснял Sobesednik.ru.
Водитель фур из 17 регионов решили двинуться в столицу и заблокировать МКАД в знак протеста против введения системы «Платон».
Революция дальнобойщиков
Водители большегрузов за последний месяц превратились в самую протестующую часть общества: введение платы за проезд по федеральным трассам серьезно ударит по карману грузоперевозчиков. И отрикошетит, говорят водители, во всех нас, так как следом вырастут цены в магазинах, ведь доставлять продукты к прилавкам теперь будет дороже.
Дальнобойщики бастуют практически во всех крупных регионах России. Водители на грязных кузовах выводят все, что накипело на душе: «Против нас ввели закон, называется Платон, денег неоткуда взять депутатов содержать, и решили под шумок с дальнобоя взять оброк»; «Куплю шкуры глав Минтранса, Росавтодора, Платона дорого».
Столицей «революции грузоперевозчиков» стал по традиции Питер. Здесь скопилось больше всего машин. Отсюда должен был стартовать марш на Москву.
– Мы выехали на небольшой скорости, но нас под разными предлогами стали останавливать сотрудники ГИБДД, проверять, досматривать. Поэтому тактику мы решили сменить: будем выезжать не колонной, а по отдельности, без протестных наклеек, – сообщил Sobesednik.ru координатор забастовки дальнобойщиков Сергей Гуляев.
Первоначально планировалось, что в понедельник, 30 ноября, несколько тысяч фур уже соберутся в Москве.
В субботу в Питер приехал министр транспорта Соколов. Делегаты, которые с ним встретились, немного утихомирились.
– В Москву если и поедем, то не бастовать, а работать, – выразил мнение «умеренных» дальнобойщиков глава НП «Грузавтотранс» Владимир Матягин, который считает, что стоит продолжать переговоры с правительством.
Другая часть протестующих шоферов считают, что голосовать надо «колесами», выдвигаясь на Москву.
– Остановить нас может только одно – полная отмена «Платона», но очевидно, что власти такой вариант не рассматривают, слишком много уже вложено. Как говорится, взятки и откаты никогда не возвращаются. Кто-то на «Платоне» уже заработал, кто-то только планирует, кто-то получил, кто-то аффилирован. Говорят, что в «Платоне» лично заинтересованы и Соколов, и бизнесмен Ротенберг, – передает позицию протестующих Гуляев.
– Не отменят – подгоню свой грузовик и прямо здесь подожгу, – горячится один из дальнобойщиков. – Последнюю рубашку снимают и футболку – с портретом Путина, между прочим…
Почему молчит президент?
– Включаем телевизор – нас там нет. Есть Сирия, Украина, а про нашу забастовку, которая идет почти весь ноябрь, – ни слова. И почему молчит Путин-то? – добавляет еще один водила.
Самое интересное, что дальнобойщики – это та часть рабочего класса, которая лояльна к власти и на выборах голосует за Путина. Но здесь словно попали не в ту колею.
[:image:]
Власти, похоже, поняли, что протест разгоняется до критической скорости. В минувшие выходные представители 15 регионов съехались на акцию в Ростовскую область. Дальнобойщики записали обращение к президенту, в котором сообщили, что если «Платон» не отключат до 3 декабря, то фуры двинутся на Москву.
– Владимир Владимирович, успокой свой собственный народ. Не позволяй его грабить. Мы не хотим бузы, мы хотим кормить свои семьи, мы хотим честно работать, мы хотим честно зарабатывать и помогать родине перевозить грузы, – выразил общую позицию собравшихся глава Межрегионального профсоюза дальнобойщиков Александр Котов.
– Некоторые уже едут, но тихо, партизанскими тропами, – сообщили Sobesednik.ru в среде дальнобойщиков. Афишировать свои намерения до прибытия к месту они уже не собираются, так как на пути и так встречают немало препятствий.
Особенно отличился Дагестан, где, как рассказывают очевидцы, практически все большегрузы, выезжающие за пределы региона, тщательно досматривают, а водителей просят писать расписки, что они не имеют ничего против системы «Платон» и не планируют участия в забастовке. Именно в Дагестане протест наиболее горяч – здесь выстроились десятки машин.
– Сейчас уже большинство разъехались, – рассказал Sobesednik.ru глава южного филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Гамид Гадисов. – В нашу ассоциацию входит до 1700 машин, и, насколько я знаю, ехать никто из них не собирается.
Но, как сказали Sobesednik.ru другие грузоперевозчики, горячие головы, готовые протестовать до конца, все равно держат путь в столицу.
– Другого пути, кроме как ехать и добиваться, у нас нет, – прокомментировал газете Гаджи Атафиев.
Обещанного четыре года ждут
«Платон», считают грузоперевозчики, добьет средних и малых предпринимателей, которым будет невыгодно работать, придется закрывать свои ИП и продавать машины.
– Путин обещал четыре года не трогать предпринимателей, не повышать налоги, а что это, как не повышение, хоть и не называется налогом? – высказывает возмущение дальнобойщиков из разных регионов России дагестанец.
Один из главных мотивов тех, кто едет в Москву, – достучаться до Путина. На чиновников пониже рангом надежд уже никто не возлагает. Самые буйные закопёрщики уже написали радикальный манифест, в котором требуют отставки правительства, саботирующего распоряжение Путина о «налоговых каникулах».
– Дальнобойщики протестуют именно против системы «Платон», но к нашему конкретному протесту уже подвязываются разные люди, которые пытаются раскачать ситуацию, в том числе и с помощью провокаций, – заявил Sobesednik.ru координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.
В Питере уже пытались жечь покрышки, но поджигателей остановили сами дальнобойщики.
На момент подготовки материала, по информации от дальнобойщиков, несколько десятков фур для забастовки уже въехали в Москву. Обсуждается возможность акции 3–4 декабря.
/За что боролись
Первоначально предполагалось установить тариф для автомобилей свыше 12 тонн 3,73 рубля за каждый километр пути. Но после начала массовых протестов дальнобойщиков было принято решение о поэтапном повышении тарифа: до 29 февраля 2016 года размер платы составит 1,53 рубля за километр. С 1 марта 2016 года и до конца 2018 года тариф будет 3,06 рубля за километр. С 2018 года планируется выйти на намеченный уровень оплаты – 3,73 рубля за километр.
Также уменьшены штрафы, первоначальный размер которых планировалось установить на уровне 50 тысяч рублей. Сейчас в правительстве отыграли назад: 5 тысяч рублей за первое нарушение, 10 тысяч – за повторное.
[:image:]
/Реакция
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента РФ, – журналистам:
– Мы не склонны драматизировать ситуацию. Если есть какие-то шероховатости, то, безусловно, это будет исправляться. Но, конечно, информацию получаем, следим, в том числе из сообщений СМИ. Вмешиваться не собираемся, потому что это вопрос правительства.
/Кстати
Цена вопроса
Еще в сентябре несколько ассоциаций ретейлеров и производителей направили письма в правительство с предупреждением, что введение платы за проезд может увеличить себестоимость доставки товаров на 15–20%, что неминуемо скажется на магазинных ценах и уровне инфляции. Росавтодор заявил, что инфляция вырастет не более чем на 1%.
Логистические компании подсчитали, что до 30% большегрузов в ноябре уже простояли без движения. Грузоперевозчики не оборудованных специальными бортовыми устройствами машин просто побоялись выезжать на маршруты, опасаясь огромных штрафов.
Другие материалы по теме смотрите в рубрике Протесты дальнобойщиков.
[:wsame:][:wsame:]