Никита Смагин: Как далеко зайдет "холодная война" с Турцией
В противоборстве России и Турции новая вспышка всегда была лишь вопросом времени, уверен обозреватель Sobesednik.ru
В противоборстве России и Турции новая вспышка всегда была лишь вопросом времени, уверен обозреватель Sobesednik.ru.
Проблемы не возникают из ниоткуда. Сегодняшнее политическое обострение между Россией и Турцией обусловлено столкновением геополитических интересов, которые уже давно виднелись на горизонте, но до недавнего времени в полной мере не давали о себе знать. Разумеется, мало кто мог подумать, что ухудшение отношений будет происходить обвально из-за военного столкновения, но совсем беспочвенным такое развитие событий назвать нельзя.
Обе страны с большим имперским прошлым, в котором интересы держав пересекались настолько остро, что неоднократно приводили к войнам. Черное море, Балканы, Кавказ — и это еще не полный список регионов, где Российская и Османская империи, не жалея патронов и жизней людей, активно боролись друг с другом на протяжении двух столетий. Православная держава находилась на подъеме и стремилась к расширению, а вектор ее внешней политики естественным образом натыкался на территорию прямо или косвенно подвластную Блистательной Порте.
Cегодня бывшие империи значительно ужались в размерах, но и Турция, и Россия в целом на географической карте остались на тех же местах. Закономерно, что с частичным возрождением прежних геополитических амбиций, которые имеют место и в России, и в Турции, частично возрождаются и прежние противоречия, которые уже приводили в истории к столкновению лбами.
Нынешний президент Турецкой республики Реджеп Тайип Эрдоган уже не первый год проводит политику, именуемую «новым османизмом». Под этим понятием подразумевается возрождение Турции как ведущей региональной державы. Так, страна стремится влиять на события в Закавказье, прежде всего вкладываясь в увеличение своего влияния на близкий ей по культуре Азербайджан.
Кроме того, немаловажно желание Турции зарекомендовать себя как лидера всего тюркоязычного мира. С этой целью давались значительные средства в строительство турецких школ в Узбекистане, Казахстане и Туркменистане. Не везде, правда, проект оказался одинаково успешен, но все же определённого повышения авторитета Турции добиться удалось.
Не секрет, что всякое значительное увеличение влияния какой-либо зарубежной силы на пространстве бывшего СССР воспринимается Россией как камень, брошенный в свой огород. Причем стремление Кремля иметь прямое и эксклюзивное право вмешиваться в дела СНГ с годами только растет, что мы видели на примере Грузии и Украины.
Ситуацию значительно осложняет желание Турции стать ближневосточным лидером в то самое время, когда и Россия решила побороться в этом регионе за свои интересы. Сирия воспринимается Анкарой приблизительно так же, как Украина видится из Москвы — как зона прямого национального интереса, где можно и нужно хозяйничать.
На протяжении второй половины нулевых и начала десятых годов XXI века развитые экономические связи не давали растущим российско-турецким противоречиям вылезти наружу. Однако за последние несколько лет действия Турции и России настолько сильно перекосились в сторону внешней политики, что экономика уже не может быть столь же действенным сдерживающим фактором, как это было раньше. Сбитый же самолет срывает клапан в этом противостоянии. Дальнейшая конфронтация неизбежна, вопрос только в том, как далеко она зайдет.
[:wsame:][:wsame:]
Другие материалы по теме читайте на странице Турция.