Никита Смагин: Сбитый Су-24 – что дальше?
Колумнист Sobesednik.ru, политолог Никита Смагин просчитал последствия турецкой атаки на российский самолёт Су-24 в Сирии
Колумнист Sobesednik.ru, политолог Никита Смагин просчитал последствия турецкой атаки на российский самолёт Су-24 в Сирии.
Первые военные жертвы России в Сирии пришли с неожиданной стороны. Разумеется, с момента начала российской операции на Ближнем Востоке наблюдалось охлаждение отношений Турции с Москвой, звучали упреки и обвинения Анкары в адрес Кремля, а также имели место неоднократные предупреждения турецкой стороны о недопустимости полетов над их территорией. Но все же сбитый самолет скорее могли ожидать со стороны всевозможных экстремистов, нежели страны, которая формально также участвует в борьбе с ИГ (запрещённая в РФ террористическая группировка).
Турции не нужны оправдания, чтобы сбивать над своей территорией военный самолет чужой державы. Но для этого необходимы веские причины. В сложных условиях ведения войны на Ближнем Востоке можно было бы отнестись с большим пониманием к эксцессам, связанным с нарушением воздушной границы. Однако понимание возможно в случае наличия общих интересов. А вот с ними в паре Россия – Турция наблюдаются серьезные проблемы.
Это не первый случай драматичной активности ПВО на сирийско-турецкой границе. 22 июня 2012 года сирийские войска сбили турецкий истребитель F4 «Фантом». Затем 16 сентября 2013 года уже турецкие самолеты настигли сирийский вертолет Ми-17. Наконец, в марте 2014 года сирийский Миг-23, залетевший на территорию Турции, постигла та же участь.
Анкара воспринимает российские самолеты как естественное дополнение к армии Башара Асада. Последний остается непримиримым врагом режима Реджепа Тайипа Эрдогана, поэтому Турция признает за собой моральное право атаковать вражеские истребители.
Сирия для нынешнего турецкого руководства не просто одна из ближневосточных держав. Эта страна считается жизненно важной зоной, которая должна быть в сфере прямого влияния Турции. С самого начала Арабской весны турецкое руководство поставило на свержение Башара Асада. Предполагалось, что к власти в этой стране придут умеренные мусульманские силы, с которыми исламист Эрдоган сможет найти общий язык. Проект показался симпатичным Саудовской Аравии. Его также поддержали страны Запада, правда, уже не от любви к исламистам, а от полной уверенности, что Асад через пару месяцев все-равно падет.
Однако стечение обстоятельств не привело к падению сирийского режима. В то же время результатом ближневосточной заварухи стало усиление курдов, которых Турция считает своей основной угрозой, поскольку имеет крупную и не очень спокойную курдскую общину внутри страны. Более того, вмешательство России и дальнейший запуск дипломатических механизмов по поиску консенсуса с Западом сделали возможным радикальный пересмотр крупными державами своего отношения к Асаду. Даже непримиримая в прошлом Франция после парижских терактов дает понять, что Исламское государство – вот настоящее зло, а сирийский режим может в борьбе с ним даже помочь. Все усилия Эрдогана начиная с 2011 года могут пойти прахом.
Однако же Турция от своих планов не отказывается и ясно дает понять, что она готова и будет всеми силами защищать собственную политическую линию в регионе. Экономические санкции и дипломатические меры со стороны России, одного из крупнейших торговых партнеров Анкары, ее не страшат – геополитика для Эрдогана сейчас важнее экономики.
Самое главное здесь не стремиться к симметричному ответу на сбитый самолет. Российский план по принуждению сторон в Сирии к переговорам и сколачиванию антиигиловской коалиции с Западом еще незрелый и хрупкий, но все же медленно растущий и набирающий силы. Ну а резкие действия с целью наказать страну-члена НАТО могут с легкостью поставить жирный крест на всяком дальнейшем взаимодействии с западным миром по вопросам Ближнего Востока. Очень вероятно, что именно на такой сценарий и рассчитывают наши турецкие партнеры, сбившие российский самолет.
Другие материалы по теме читайте на странице Сирия.
[:wsame:][:wsame:]