Никита Смагин: Два предсмертных вздоха ИГИЛ
Колумнист Sobesednik.ru политолог Никита Смагин считает, что разгул терроризма в мире свидетельствует об ослаблении ИГ
Колумнист Sobesednik.ru политолог Никита Смагин считает, что разгул терроризма в мире свидетельствует об ослаблении ИГ.
В последнее время мы наблюдаем значительную активизацию террористической деятельности, осуществляемой сторонниками организации «Исламское государство» (запрещённая в России группировка). В октябре-ноябре 2015 года произошло как минимум три теракта, имеющих незавидную приставку «самый крупный»: самый крупный теракт в истории Турции 10 октября, самый крупный теракт в истории российской авиации 31 октября и самый крупный теракт в истории Франции 14 ноября. Какую же практическую выгоду может извлечь ИГ из этого кровавого марафона?
За пределами привычной рациональности
Если рассуждать логично, можно прийти к умозаключению, что ИГ теракты против других стран невыгодны. Принимая во внимание тот факт, что эта структура претендует на создание государства, очевидно, ей необходима определенная международная легитимность, которую можно получить только путем полного или частичного признания со стороны других держав. Теракты же, наоборот, делают это признание невозможным, поскольку настраивают крупных игроков против «Исламского государства».
С предельной долей уверенности можно сказать, что последние события значительно усилят военное вовлечение пострадавших стран в борьбу против террористической организации номер один. Политическая логика заставляет Францию и Россию ответить на агрессию хотя бы уже потому, что именно этого ожидает большинство населения обеих стран. Турция также значительно корректирует свою позицию по отношению к ИГ.
Получается, что сами игиловцы делают все, чтобы сделать возможным создание реальной объединенной коалиции. Неужели такого рода суицидальные действия могут быть выгодны «Исламскому государству»?
[:image:]
Для прояснения этой непростой загадки хотелось бы процитировать слова эксперта CNN по вопросам национальной безопасности и вице-президента некоммерческой организации New America Foundation [Питера Бергена — Прим. Ред.]:
«Конечно, мысля рационально, никто не захотел бы воевать с Соединенными Штатами, еще 60 странами, со всем арабским миром, с Иорданией и Египтом и так далее. Но они не мыслят рационально, они думают только об апокалипсисе, о конце света».
Шагреневая кожа «Исламского государства»
Прошлый год ознаменовался феноменальным успехом проекта «Исламское государство Ирака и Леванта». Сторонники организации захватили огромную территорию, после чего в их ряды потоком начали прибывать толпы радикалов со всего света.
К концу же этого года наблюдается очевидный дефицит успехов джихадистов. Курдские войска в Сирии при поддержке США отвоевали у ИГ значительную территорию, установив контроль почти над всей границей с Турцией. В то же время сирийская правительственная армия, помощь которой оказывают Иран и Россия, имела серьезный успех при наступлении против сил «Исламского государства» под Алеппо. Кроме того, иракские войска медленно оттесняют боевиков в районе Рамади, а курды в Ираке выбили ИГ из города Синджар, имеющего стратегическое значение. До полного уничтожения «Исламского государства» еще очень далеко, но серьезных военных успехов у этой организации не наблюдалось давно, а вот поражения случаются регулярно.
Необходимо понимать, что ИГ стремятся олицетворять собой идею исламского апокалипсиса. Под черными знаменами джихада должна появиться армия, а затем придет аль-Махди (спаситель) и восстановит первоначальную чистоту Ислама. Сюжеты из мусульманских хадисов, как кажется многим романтикам из исламской молодежи, исполняются прямо на глазах.
[:image:]
Однако когда знамения вроде как есть, а продолжения (т.е. апокалипсиса) нет, появляются сомнения — то ли это было знамение? Как правило, апокалиптические движения заканчиваются именно тем, что не оправдывают ожиданий в вопросе наступления скорого конца света. В этом смысле время сейчас работает против «Исламского государства».
Требуем перемен
В условиях, когда «Исламское государство» медленно сползает к деградации, представителям ИГ необходимы срочные перемены — знаковые события, которые бы доказали сомневающимся, что их движение – не миф, а они настоящие предвестники мусульманского ренессанса.
Кроме того, нужно стимулировать раскол между исламской общиной и представителями западной культуры. Это уже успешно удавалось, когда в ответ на террористический акт в редакции Charlie Hebdo во Франции сотни тысяч жителей по всей Европе выразили солидарность с жертвами убийства. В сознании многих мусульман этот шаг выглядел как открытая поддержка тех, кто оскверняет их главную святыню — пророка Мухаммада. Следствием стала новая волна исламской молодёжи, отправившаяся вон из «бездуховного» и «антимусульманского» Запада на помощь джихадистам Сирии и Ирака.
[:image:]
Более того, многие представители «Исламского государства» мечтают о том, чтобы западные страны ввели войска в Сирию и Ирак. По распространённому в этой среде пророчеству, конец света наступит после финального сражения между войском Ислама и полчищем «крестоносцев» и «неверных» на севере Сирии около города Дабик. Кстати, этот населенный пункт сейчас контролируется «Исламским государством». В битве, разумеется, победят войны джихада, и пророчество сбудется.
Таким образом, перемены организации нужны, как воздух, иначе неизбежно медленное, но верное уменьшение влияния «Исламского государства» на умы и сердца мусульман. В этой связи выход вполне логичен — громкие события, будоражащие общественность и доказывающие мощь организации. Теракты — способ доказать всему миру силу ИГ, потребность в котором возникает в связи с тем, что организация слабеет день ото дня.
Другие материалы по теме читайте в рубриках Теракты в Париже и Авиакатастрофа в Египте.
[:wsame:][:wsame:]