Освобождение Васильевой: глупость или измена?
Менее чем 100 лет назад схожая с делом «Оборонсервиса» история оправдания коррупционеров послужила толчком к революции
Менее чем 100 лет назад схожая с делом «Оборонсервиса» история оправдания коррупционеров послужила толчком к революции.
Владимир Сухомлинов, военный министр царского правительства. Летом 1915-го года отправлен в отставку. Император и рад был бы его оставить на посту, да общественность настояла: министра обвиняли в срыве военного снабжения из-за его мздоимства и казнокрадства. А то и из-за прямой измены.
И другие министры того времени, и военные, и депутаты, и обычные граждане выступали в ту пору за суд над проворовавшимся чиновником и его любимой женщиной, Екатериной Бутович, которая с помощью Сухомлинова пристраивала своих людей на теплые казенные места и за откаты отдавала нужным фирмам военные подряды.
На фоне того, как наметился кризис в армии и в тылу и как в стране перестало хватать снарядов и хлеба, модные французские шляпки, которые Бутович покупала чуть ли не через день, и ее увесистые бриллиантовые колье вызывали ненависть в народе. Общественность требовала трибунала, но император лично распорядился «отмазать» коррупционера от тюрьмы, а для начала перевести из камеры на квартиру. Как Николай II заявил тогда министру внутренних дел Протопопову: «Просто легкомысленный человек. Мне его жалко, старика. Что вы думаете, если ему переменить меру пресечения, выпустить на квартиру? Домашний арест». В перспективе император хотел и вовсе отмазать экс-министра от всякого реального наказания.
Ничего эта история не напоминает? Нынешней власти, судя по всему, нет. Иначе бы ее представители помнили, к чему привела та попытка оправдания Сухомлинова и Бутович. Спустя всего три с половиной месяца монархия, казавшаяся нерушимой, рухнула за несколько дней. Одним из поводов, толкнувших людей на улицы в начале 1917 года, стала не только нехватка хлеба в столице, но и то самое «дело Сухомлинова», поскольку многие увязывали эти вещи в одно. Недаром сразу после захвата Таврического дворца вооруженная толпа направилась к дому бывшего министра и обстреляла его из винтовок.
Осенью 1916 года, сразу после освобождения Сухомлинова, лидер кадетской партии Павел Милюков выступил в Госдуме с одной из самых ярких речей в истории российского парламентаризма. В ней он перечислил целый ряд проколов тогдашней власти, каждый такой факт завершая вопросом «Что это — глупость или измена?». И начал он свое выступление именно с истории Сухомлинова — его безнаказанность стала показателем того, насколько власть оторвалась от народа.
- Примите участие в опросе: Что несправедливее — УДО для Евгении Васильевой или?..
На фоне нынешнего кризиса и неприкасаемости людей, ворующих миллиардами, нет никакой гарантии того, что народное недовольство не начнет брожение именно в Молочном переулке. Стабильности в стране это точно не на руку. Поневоле задумаешься: полное оправдание Анатолия Сердюкова и недавнее освобождение Евгении Васильевой, что это — глупость или измена!
Другие материалы по теме махинаций в госструктурах читайте на странице Коррупция.